Здравствуйте уважаемые активисты Славянского Движения «Лад». По роду своих научных и публицистических интересов я интегрирован в тему русско-тюркских отношений. Родился я в Астрахани, бывал в Казахстане, нахожусь, нынче, в России, но прекрасно знаю о тех проблемах, с которыми сталкивается русскоязычное население Казахстана. Я с тревогой и сожалением наблюдаю за тем, как продолжает сокращаться славянское население Средней Азии, а это влечёт за собой целую массу негативных следствий, которые отражаются и на Большой России.
По образованию я - социолог, диссертация, над которой я сейчас работаю, посвящена проблеме межэтнических взаимоотношений тюркских и славянских народов Прикаспия, и потому мне очень хотелось бы, чтоб мои знания и возможности помогли русскоязычным соотечественникам. Мне есть что сказать им, есть чем поделиться, и, как кажется, я могу внести свой вклад, помочь осознать точку опоры, что способна дать новый импульс возрождению русскоязычной культуры в Средней Азии.
Начну с того, что положение славянского, русскоязычного населения Средней Азии стало, с 1991 года, весьма неестественным, русских искусственно загнали в ту идеологическую лакуну, которая не соответствует их настоящему статусу, русским планомерно внушали ложные жупелы, навязывали стереотип, согласно которому они находятся не на своей Родине, а на чужой земле. Хотя, на самом деле, это не так. Русские, украинцы и прочие славяне, принесшие цивилизацию в степной край, ставшие первосёлами, основавшими города и предприятия, никак не могут являться «менее коренными», чем те же казахи.
Та ситуация, при которой казахи в Казахстане, кыгрызы в Кыргызстане объявлены «первой нацией», главной нацией, а русские — пришлым элементом, эта ситуация глубоко абсурдна и антинаучна, не соответствует научной правде.
Почему я так говорю? Да потому, что мы все являемся нынче заложниками элементарной этнологической безграмотности! Угол зрения, с которым мы вынуждены соглашаться нынче, намеренно искажен, нынешние заявления официоза грешат передержками.
Давайте разбираться в чём дело: А дело в том, что до прихода русских в степной край, оседлого населения здесь не было, не было вообще. Возможно, где-то на юге территории нынешнего Казахстана, существовали единичные небольшие посёлки, но городов не было, никакой цивилизации не обнаруживалось. Русские (и прочие славяне), прибывающие из внутренних губерний России, являлись первыми поселенцами, первым постоянным населением региона. Именно они и могут считаться коренным населением Казахстана. Кочевые народы здесь были самые разные, перемещались они на обширных территориях, о границах не знали, не имели той государственности, которая существовала у наций Нового Времени. Те же казахские племена (которых, русские источники, называли, чаще всего, киргиз-кайсаками, или киргизцами) кочевали не только на территории нынешнего Казахстана, но и на землях нынешней Монголии, Китая. Именно русские создали всё то, что стало потом основой государственности КазССР и нынешнего Казахстана, если бы русские не основали города, не привнесли технологии эффективного выживания, не создали хозяйство и промышленность, судьба казахов и киргизов была бы такой же точно, как судьба кочевых народов нынешней Монголии, Китая, Пакистана, Афганистана, (а их судьба — неустроенность, эпидемии, отсутствие автономии, низкая численность популяции, дикость). Нынче нам объявляют что территория Казахстана — это «исконно казахская земля», хотя, на самом деле данное утверждение более чем спорно! Киргиз-кайсаки, то есть кочевое население казахских жузов, было далеко не первым и не единственным племенным союзом данной территории. Кочевых народов здесь было великое множество, в том числе и живших параллельно с казахами. Однако все те квазигосударства, которые создавались данными народами, ничего общего не имели с тем, что мы сейчас подразумеваем под понятием «государство», ведь то были лишь племенные союзы раннесредневекового типа. Сравнивать казахские жузы 18 века, и Россию 18 века — это интеллектуальная нечестность, ибо никакого сравнения быть не может. Споры о территории, между потомками кочевого населения и оседлого возникают не в одной лишь Средней Азии, такие споры нередки даже в Европе, но всякий раз коренным населением считается именно оседлый этнос, а права кочевого — вторичны. К примеру, в восточных районах Армении, где было кочевое азербайджанское и оседлое армянское население, международные эксперты (при урегулировании карабахского конфликта) определили коренным именно армянское; а в Румынии, где издревле кочевали цыгане, коренным населением считаются именно румыны (потомки оседлых валахов), хотя есть сведения, что цыгане могли кочевать на этой земле ещё до формирования валашской народности. Так же и в Казахстане, по-настоящему коренным народом должен считаться тот, что был оседлым, что создал здесь государство цивилизованного типа, что первым основал селения, города, постоянное хозяйство. Я, разумеется, не собираюсь ставить знак равенства между казахами и кочевыми азербайджанцами, а тем более между казахами и цыганами, но тот подход, который навязывался нам, долгие годы, и продолжает навязываться сейчас, в корне неверен, он нечестен, конъюнктурен, ибо племена, которые кочевали на обширной территории - это одна реальность, а оседлое население - совсем другая. Перекочевки, сами по себе, не дают исключительных прав на территоорию. Я хорошо отношусь к казахами и киргизам, я долгие годы прожил бок о бок с казахами, знаю о них много хорошего, дружил с ними, но дело в том, что нынешний официальный контекст просто удручает меня, удивляет своей агрессивной националистичностью с одной стороны, но абсурдностью и нелогичностью с другой. Русское государство равняют с казахскими жузами, представляют всё так, будто бы это две равных величины, будто бы перед присоединением к России, в степном крае было нечто, что можно назвать государством, похожим на государственные очаги Нового Времени, хотя это просто ложь. Быт казахов, как все мы прекрасно знаем, находился на уровне кочевников-скотоводов, в то время как в России уже появлялись Ломоносовы и Менделеевы. Русский народ, напрягая интеллектуальные силы и физические возможности, создавал высокую культуру, государственность и технологии эффекивного выживания, которые и передавал народностям, кочевавшим на окраинах расширяющейся Российской империи. Русские были успешной нацией, они являлись наследниками греческой культуры, в то же время казахи и киргизы, к сожалению, не могли похвастаться созданием такого государства, их постиг исторический неуспех, в силу ряда причин. Но за этот неуспех сейчас заставляют расплачиваться русских, ведь нам навязывают обязательное изучение казахского языка, хотя на нём, к сожалению, не было создано ни науки, ни литературы. Когда человек учит русский язык, французский, или английский, то он получает возможность пользоваться теми достижениями, которые имеет данный язык, но когда человека заставляют переходить на язык, не имеющий и десятой доли таких же цивилизационных возможностей, то это свидетельствует лишь о том, что есть чья-то прихоть, чьё-то желание заставить, навязать этот язык. И русские вынуждены учить непонятный для них, тюркский язык, лишь бы сделать кому-то приятное, лишь бы угодить. Проблема несоответствия статусности русского и казахского языков табуирована нынче, ведь нельзя усомниться в том, что казахский язык можно признать равным русскому, на нас тут же начнут косо глядеть. Однако, если мы отбросим ложное ханженство, если мы поглядим правде в глаза, то вынуждены будем признать, что навязывание казахского языка - это всего лишь прихоть политиков и эгоизм националистов, этот язык не может дать ничего подобного тому, на что способен русский - язык обширных возможностей и удивительного богатства. Русские вынуждены учить казахский только для того, чтоб угодить кому-то, потворствовать чьей-то прихоти, а не потому, что этот язык действительно велик и литературен. Разумеется, началось это не вчера, ещё большевики, всеми силами, способствовали наращиванию преподавания и распространения казахского (и прочих языков), а нынче в продвижении нерусских языков очень заинтересован запад, который мечтает окончательно вытеснить Россию из Средней Азии. И, быть может, если казахский и киргизский языки будут развиваться ещё лет пятьсот, если они сумеют накопить такую же литературную традицию, как русский язык, то они сумеет конкурировать с ним, но покуда ситуация такова, как она есть, настаивать на переходе на казахский язык — это всё равно, что заставлять взрослых людей общаться на детском наречии. И здесь нет ничего обидного, просто такова реальность истории. Однако, в том положении, которое сложилось в самые последние годы, виноваты и сами русские, русскоязычное население Средней Азии, ведь мы сами соглашаемся с тем стереотипом, который навязывает нам роль бедных родственников, пришлого элемента в степном крае. Хотя это глупость, ведь русские на территории нынешнего Казахстана — у себя дома, они у себя на Родине, они являлись первыми и коренными поселенцами этих мест, лишь они. Эти земли - часть Российской империи. В нынешнем Казахстане есть места (как территории, прилегающие к Петропавловску, скажем), где и кочевий-то казахских почти не было, то есть данные территории могут являться лишь русскими, но ведь и там осуществляется казахизация, и там русских объявляют пришлым элементом. Славяне, очнитесь! Вы не в гостях, вы у себя дома, точно также, как румыны имеют не меньшие права на территорию Румынии, чем кочевые цыгане и венгры, так и мы, русскоязычные, имеем ничуть не меньше прав считать степной край своей родиной, где никто не вправе навязывать нам иной язык, иное наречие. На территории Казахстана кочевали не только казахские жузы, но и уйгуры и калмыки, скажем, так почему казахи не учат уйгурский язык, или калмыцкий? Славяне, очнитесь! Ни в коем случае нельзя уезжать из Казахстана, ни в коем случае нельзя оставлять своих позиций, проявлять малодушие! После ухода русских из Средней Азии, сокращается ареал европейской цивилизации, происходит «омонголивание» территории, устанавливаются байские порядки. Недавно я опубликовал социологическое исследование о монголоидном расизме, о явлении, которое, увы, становится всё более обыденным в Казахстане, где нынче есть «правильная», «единственная коренная» нация, и «прочие пришлые». И монголоидный расизм, это не столько этническая проблема, сколько социальная. Ведь даже переселение так называемых оралманов — это есть проявление расизма, ведь русских и прочих людей славянского типа вытесняют, а переселенцев из Монголии селят. Получается, что молодому казахскому государству территория нужна вся, а население нужно не всё, а только «правильное», только с правильным разрезом глаз. Все мы знаем, что не только в Узбекистане, но и в ряде районов Казахстана, откуда были вытеснены русские председатели колхозов, на место которых пришли «местные руководители», свободно владеющие «государственным языком», положение людей резко ухудшилось, демократичность управления пропала, стало больше насилия, несправедливости. Русские были рафинирующим, смягчающим элементом, в том числе и для самих казахов. Нельзя русским уходить из Средней Азии, ни в коем случае нельзя уезжать. Более того, нужно возвращаться в регион, нужно восстанавливать этнический баланс, ведь ещё недавно, славян и казахов, на территории Казахстана, было примерно поровну. По нынешним международным нормам, навязывать язык и культуру не имеет право никто, и апеллировать к прошлому нельзя. То есть, коль на какой-либо территории живут люди, разговаривающие на том языке, на котором они привыкли, на котором им удобно говорить, то никто не вправе заявлять, что официальные бумаги население обязано писать на другом языке, что дети обязаны учиться на другом языке. Но даже если и апеллировать к прошлому, то не получается признать казахов «более коренными», а русских некоренными и пришлыми. Реальность, увы, не позволяет этого сделать. Но чтоб изменилось положение, чтоб русские перестали прогибаться под абсурдные требования, уезжать из степного края, оставлять свою малую родину, для того чтоб всё вновь стало на свои места, русские должны понять, что все стереотипы и ложные теории, навязываемые нам в девяностых, должны быть отброшены, мы должны по-настоящему разобраться в истории, осознать свою великую роль в развитии цивилизации региона, и осознать границы Русского мира. Русские никогда не отнимали язык у иных народностей, никогда не ломали через колено, более того, мы всегда предлагали две возможности представителям того, или иного народа — продолжать традиционный вид жизни, или примкнуть к цивилизации, учиться, работать в городах. Русские действительно несли гуманизм, лишь в самых редких случаях их можно упрекнуть в чём-то. И сейчас необходимо вспомнить обо всём этом, необходимо понять, что русские никому ничего не обязаны. На территории нынешнего Казахстана (границы которого были искусственно прочерчены Сталиным) русские - у себя дома, а в городах и посёлках, где они составляют большинство, или значительную часть, они должны пользоваться всеми правами этноса, в том числе имеют право не позволить заселять его переселенцами из Монголии и Южных областей, могут обоснованно сопротивляться монголоидному расизму. Русские, очнитесь, нам нельзя уходить, нельзя отступать, нельзя позволять региону выпасть из Русского мира, нельзя согласиться с сокращением территории европейской цивилизации, с радикализацией, с исламизацией. Вы у себя дома, вам надо знать об этом.
P.S. Быть может, моя статья кому-то способна показаться резкой, и даже, отчасти радикальной, но согласитесь, что казахам позволено говорить, даже с официальных трибун, куда более радикальные вещи, заявлять куда более националистические тезисы. Так выходит, казахам можно быть националистами и говорить о своей исключительности, а нам, русским, нельзя даже на полтона тише заявить свою позицию и свои права? На нас ту же начинают шикать, упрекать в шовинизме! Русские, очнитесь, нужно возвращать ситуацию в нормальное русло, возвращать всё на круги своя, ведь вы у себя дома, вы первыми начали строить дома в этих степях.
Была у Софии Ротару песня со словами:"Было, было, было, но прошло!" и есть старая русская пословица:"После драки кулаками не машут!" Это я к тому что русские, как и голландцы "просравшие" ЮАР и от туда уехавшие, просрали ту империю о которой пишет автор. Добровольно Ельцин дал свободу всем "братским республикам", но забыл отозвать русский народ с оставленных территорий а бросил "армию захватчиков" на произвол судьбы без вменяемой политики репатриации, которая есть даже у обсуждаемых казахов, не то что бы как у немцев или евреев! Автор не понимает, живя не в Казахстане, что такое большинство. К 2030 году старое поколение русскоязычных умрет, молодое уедет, а то что 3-5% недвижимых (оседлых) будут говорить "Салеметсиз бе ага(тате)" уже ФАКТ. Существующий Таможенный Союз может поможет нам проще уехать на работу в Россию и там закрепиться, но призыв вернуться пусть начнет с себя!
Вообще то, если посмотреть на 1000 летнюю историю, русские всегда возвращаются на свои территории. "Еще раз уйти, чтобы вернуться". История показывает, что популяция казахов резко выросла в созданных русскими парниковых условиях. И это оказалось исторически не оправдано. При прекращении поддержания таких условий все придет в свое исторически оправданное численное равновесие. Доходы от нефти уйдут кому надо. Нищета, низкое качество продуктов питание, низкокачественное медицинское обслуживание, импортные медикаменты, предназначенные для стран третьего мира, эпидемии, крах экологии, первобытные производственные условия без развития техники безопасности, межэтнические и внутриэтнические конфликты, технологическая отсталость сделают свое дело. Популяция казахов вернется на свое исторически заслуженное место - малого вымирающего народа под защитой Юнеско. Русским придется возвращаться с гуманитарной миссией спасения населения вконец одичавших территорий. Не надо сожалеть о том, что приходится уходить - надо создавать базу для триумфального возвращения.
Сообщение отредактировал Cost - Понедельник, 05.09.2011, 10:15
Все псевдополитики начали искать аргументы - это правда/неправда, это будет/не будет. Самое неприятное во всей истории с казахским языком не то что казахи хотят и не то что все остальные против, а то что у ОФФИЦИАЛЬНОЙ РОССИИ по этому вопросу нет никакого озвученного мнения!!! И даже не озвученного, ничего! Не наши русские - не наши проблемы! А ведь нацпатриоты уже выдвигают УЛЬТИМАТУМ! На бумаге, а не на кухне!
Прошлое трудно вернуть - вот очередное соплежевание: Русский язык постепенно теряет свои позиции в республиках бывшего СССР, что усиливает дезинтеграционные процессы между странами, считает российская телеведущая Светлана Сорокина.
«Я за последние несколько лет бывала по несколько раз в республиках бывшего Союза - в Узбекистане, в Грузии, на Украине, только что из Еревана вернулась. Интересно наблюдать, как с течением времени уходит русский язык. Если молодые люди еще понимают русскую речь, то говорить практически не могут», - сказала С.Сорокина во вторник в Астане в ходе видеомоста «Астана - Москва» на тему: «Роль СМИ в создании Евразийского союза».
«Русский язык - это то, что очень объединяло наши страны, и если он уходит с уст молодежи, то в ближайшее время мы будем еще более разделены, чем даже нынче. Что с этим делать, я не очень знаю», - добавила она.
Между тем, по мнению другого спикера видеомоста - руководителя телерадиокомплекса президента Казахстана Ерлана Бекхожина, на пространствах бывшего Советского Союза проблема развития русского языка остро не стоит.
«Будет ли русский язык одним из ведущих языков мира? Я думаю, он на самом деле уже и есть мировой», - сказал Е.Бекхожин в этой связи.
Между тем, заместитель главного редактора «Казахстанской правды» Сергей Нестеренко не исключает, что в будущем языком межнационального общения в экс-СССР станет английский язык.
«Ни в Кыргызстане, ни в Казахстане, ни в Белоруссии проблем с русским языком нет. А вот будут ли вступать в Евразийский союз Грузия, прибалтийские республики, Азербайджан, Армения - это пока под большим вопросом. Вполне возможно, когда-то английский станет общим в Евразийском союзе», - полагает С.Нестеренко.
«Но если он (состав стран-участниц Евразийского союза) будет ограничиваться теми странами, где сейчас с русским языком проблем нет, то такой необходимости не возникнет», - добавил он.
«Ни в Кыргызстане, ни в Казахстане, ни в Белоруссии проблем с русским языком нет. А вот будут ли вступать в Евразийский союз Грузия, прибалтийские республики, Азербайджан, Армения - это пока под большим вопросом. Вполне возможно, когда-то английский станет общим в Евразийском союзе», - полагает С.Нестеренко.
В Армении как раз русский имеет более важное значение, чем английский. А может ли маленькая Грузия влиять на языковые предпочтения Евразийского союза вызывает сомнения. Логичнее предположить, что Грузия будет куда-либо вступать по частям.
Перед россиянами открыто полмира, а для казахстанцев только СНГ и пара-тройка стран. Нечего терять кроме своих цепей... Все страны безвизового и упрощенного въезда для граждан РФ Албания Азербайджан Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Багамские острова Барбадос Белоруссия Боствана Босния и Герцеговина Бразилия Венесуэла Вьетнам Гватемала Гренада Доминика Доминиканская Республика Израиль Казахстан Киргизия Колумбия Куба Лаос Македония Малайзия Мальдивские острова Марокко Микронезия Молдавия Намибия Никарагуа Острова Кука Перу Свазиленд Сейшельские острова Сальвадор Сербия Таджикистан Таиланд Теркс и Кайкос Тунис Турция Узбекистан Украина Фиджи Филиппины Хорватия Черногория Чили Эквадор Южная Корея Страны, где виза для граждан РФ ставится на границе Бангладеш Бахрейн Боливия Буркина-Фасо Бурунди Гамбия Грузия Джибути Египет Замбия Зимбабве Индонезия Иордания Иран Камбоджа Кения Кувейт КНР (только о.Хайнань) Ливан Маврикий Мадагаскар Макао Мозамбик Непал Палау Сент-Винсент Сирия Суринам Танзания Того Туркменистан Шри-Ланка Эфиопия Ямайка
По сравнению с январем-декабрем 2010 года число прибывших в Казахстан в 2011 году уменьшилось на 8,9%, а число выбывших из Казахстана увеличилось на 22,8%.
«В январе -декабре 2011 года в стране сложилось положительное сальдо миграции, составившее 5,4 тысяч человек. По сравнению с январем-декабрем 2010 года число прибывших в Казахстан уменьшилось на 8,9%, а число выбывших из Казахстана увеличилось на 22,8%. Основной миграционный обмен страны происходит с государствами СНГ», - говорится в пресс-релизе Статагентства.
По информации ведомства, «доля прибывших из стран СНГ и выбывших в эти страны составила 81,5% и 95,1% соответственно».
«В целом уровень миграции резко снизился», - отметил глава агентства Алихан Смаилов.
По его данным, в 2011 году в Казахстан прибыло 38 тысяч 167 человек, выбыло 32 тысяч 759 человек.
В январе -декабре 2011 года в стране сложилось положительное сальдо миграции, составившее 5,4 тысяч человек. По сравнению с январем-декабрем 2010 года число прибывших в Казахстан уменьшилось на 8,9%, а число выбывших из Казахстана увеличилось на 22,8%.
Quote (AST)
По его данным, в 2011 году в Казахстан прибыло 38 тысяч 167 человек, выбыло 32 тысяч 759 человек.
Странная арифметика. Если разбираться в том, что написано, то положительное сальдо миграции уже давно сложилось, а сейчас стало чуть-чуть уменьшаться.
8 февраля Госдума на стадии первого чтении отклонила законопроект «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» за № 609009-5, внесенный 5 октября 2011 года депутатом Госдумы V созыва К.Ф.Затулиным. Законопроект был направлен на реализацию права соотечественников на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, продекларированного вступившей в силу 27 июля 2010 года новой редакцией ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».
Законопроект предлагал дать право соотечественникам на приобретение российского гражданства, не требуя от них отказа от иного, имеющегося у них гражданства. При этом обратиться с заявлением о приобретении гражданства они могли бы как на территории России, так и за рубежом, в стране проживания. Возможность двойного гражданства у соотечественников, которая возникала бы при этом, не противоречит российскому законодательству.
При таком раскладе и местные нас сразу зауважают. А зная о трудностях перемены гражданства могут и попинать.
Несмотря на ужесточение ответственности в законе "о госсимволах", казахстанцы все еще пренебрежительно относятся к государственной атрибутики. На этот раз отличился город Тараз. На стену городского специализированного административного суда вывесили текст гимна на русском языке. Как оказалось, этот стенд в коридоре висит давно, но обратили на него внимание только сейчас.
Теперь руководству горсуда придется ответить за это по закону. Напомним, не так давно в Алматы был оштрафован водитель пассажирского автобуса за флаг на заднем стекле. А житель Петропавловска был наказан за использование флага в качестве занавесок. Водитель из Атырау заплатил 320 тысяч тенге за прикрепленный к авто флаг. На этот раз отвечать будут служители Фемиды.
ДИДАР НОКЕШ, начальник отдела общественно-политического департамента внутренней политики: - Согласно Конституции Республики Казахстан гимн страны должен исполняться и быть написан только на государственном языке. В случае пренебрежительного отношения к гимну, либо допущение в нем ошибок, это влечет за собой несение ответственности.
Тюрки русского происхождения?.. Автор: Егор КУПРИЯНОВ 25.10.2012 На фоне заздравных речей о «вечной дружбе и партнёрстве», звучавших в ходе последних встреч российского и казахстанского президентов, привычно затерялись вопросы о роли и положении русских и русского языка в Казахстане.
Лишь накануне 60-летнего юбилея Владимира Путина в своей статье в «Российской газете» Нурсултан Назарбаев успокоил, мол, «в Багдаде всё спокойно», никаких проблем в его стране у русского языка нет: «В Казахстане конституционно и законодательно гарантировано свободное использование русского языка, употребляемого наравне с государственным казахским языком».
Тут, правда, казахстанский президент немного слукавил. Статья 5 «Закона о языках РК» звучит так: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык». То есть за пределами госорганизаций и органов местного самоуправления права на употребление русского языка никак не регулируются, и если вас откажутся обслуживать в банке, аптеке, магазине или частной поликлинике по причине незнания или неупотребления вами казахского языка, то вы ничего с этим поделать не сможете.
Удивительно, но многие, кстати, до сих пор по привычке считают, будто русский в Казахстане имеет статус языка межнационального общения. Однако это не так, поскольку этот пункт был прописан только в Конституции образца 1993 года, а уже из Конституции, принятой в 1995 году, его благополучно убрали. В одном из комментариев в Интернете про статью 5 Закона о языках было справедливо сказано: «Я всегда понимала эту статью так: вам позволено в этой стране разговаривать на русском».
Кстати, просмотр на казахстанских сайтах комментариев к материалам, посвящённым языковой проблеме, даёт картинку, совершенно противоположную пасторальной официальной риторике. Да и всевозможные общественно-политические деятели далеко не стесняются в выражениях, высказываясь на языковую тематику на просторах всемирной паутины.
Например, известный своими русофобскими высказываниями публицист Айдос Саримов (Сарым) в интервью сайту Central Asia Monitor заявил, что говорить и писать на казахском — это такой же долг гражданина, как служба в армии и уплата налогов. Ну что сказать: спасибо, хоть думать пока ещё разрешает на русском.
Так же Саримов выражает пожелание, чтобы все русские Казахстана стали «казахами русского происхождения», поскольку только это, по его мнению, станет гарантией того, что «они смогут самореализоваться в Казахстане не только как полноправные граждане, но и как русские люди со своими этнокультурными потребностями»!
Интересно, что Саримов, ярый сторонник общетюркской интеграции, отнюдь не против того, чтобы единым тюркским языком стал турецкий, о чём он сам заявил в интервью «Мегаполису» около года назад. Наверное, публицист не будет возражать и против того, чтобы казахи стали называться тюрками, а судя по той интегрирующей роли, которую он отводит Турции, то, быть может, и просто турками. Какое место в этом новом Туране будет уготовано «казахам русского происхождения» и не понадобится ли им в срочном порядке переименовываться в «тюрков русского происхождения», чтобы иметь гарантию «самореализоваться... как полноправные граждане», — пока не ясно.
В политологических кругах давно бытует мнение, что А. Саримов и его единомышленники в своих публичных выступлениях, интервью и публикациях высказывают не столько свою личную позицию, сколько выражают мнение части казахской элиты, находящейся у власти и ориентированной на турецко-исламистский и частично западный политический вектор. При этом до поры до времени считалось, что сторонников условного «пантюркизма» сдерживают «евразийцы» во главе с самим Н. Назарбаевым.
Однако на днях гарант казахстанской Конституции, находясь с визитом в Турции, смешал все карты сторонникам евразийской интеграции и огорошил (а если точнее — буквально шокировал) своим выступлением, заявив о том, как тяжело жилось казахам под колонизаторским русским гнётом: «После того, как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою независимость. Ваши предки, уходя с исторической родины, из Тюркского каганата, забрали с собой название тюркского народа». Н. Назарбаев призвал к объединению 200 миллионов «тюркоязычных братьев» от Алтая до Средиземного (в некоторых информсообщениях — до Белого) моря, отметив при этом: «Если бы они объединились, мы стали бы большим и влиятельным в мире государством».
Президентский спич, попавший в СМИ в субботу, 13 октября, видать, настолько оглушил всех, что даже в следующий понедельник никто из казахстанских журналистов, экспертов и политологов не осмелился никак его прокомментировать. А вот Модест Колеров на страницах ИА REX поставил довольно жёсткий диагноз, резюмировав, что «Казахстан... в момент острейшей проблемы преемственности уникальной и не наследуемой власти Нурсултана Назарбаева уже сегодня начал политическую вибрацию, от которой и его союзникам, и его соседям, и его собственному народу — хорошо не будет».
В самом деле, ведь буквально на той же неделе Н. Назарбаев встречался в Москве с В. Путиным, и в совместном заявлении президентов правительствам обеих стран было поручено в течение 2013 года разработать и внести на подписание новый Договор о добрососедстве и союзничестве России и Казахстана в XXI веке. Плюс — в этом году страны отмечают 20-летие заключения Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который продлен до 2022-го, и 20-летие установления дипломатических отношений.
А тут — такой «подарок», да ещё и на фоне непростых отношений между Москвой и Анкарой, куда входят и разногласия по сирийскому вопросу. Здесь, к слову, Астана тоже «отличилась», когда МИД Казахстана, по существу солидаризируясь с сирийскими мятежниками, осудил официальный Дамаск за обстрел турецкой территории. Добавьте сюда непростую обстановку в также причисляющем себя к «тюркскому братству» Татарстане и ряде других автономий, где наблюдается рост экстремистских и сепаратистских настроений, и заявление казахстанского президента перерастает из разряда просто некорректных в нечто совершенно иное.
Первоначально высказанная версия, что это — «утка», некий провокационный вброс третьей силы, не проходит. Это ясно хотя бы по тому гробовому молчанию, которое воцарилось в казахстанском журналистско-экспертном сообществе, да и текст речи был опубликован КАЗИНФОРМом, а это как-никак официальное издание.
Тут уж логичнее предположить, что Н. Назарбаева подставило его окружение (М. Колеров, например, винит главу президентской администрации К. Масимова) или же сам елбасы, привыкший многовекторно маневрировать между центрами силы, стал слишком самоуверен и «вырулил» не туда, да так, что, если продолжать аналогию до конца, этот курс грозит раздавить и его, и сам корабль в щепки. И наверняка кое-где в коридорах Ак Орды уже начинает раздаваться шёпот: «Акела промахнулся!»
В любом случае для русских в Казахстане эта ситуация ничего хорошего не сулит. В том случае, если Назарбаев пошел на такой шаг осознанно, это — сигнал, что поводок, придерживавший национал-патриотов вроде Саримова и иже с ним, отпущен и подачки в виде темы голодомора их уже не устроят. То есть стоит ожидать чего-то вроде нового «письма 138» (опубликованное в 2011 г. письмо «представителей казахской интеллигенции» президенту Казахстана с предложением исключить из Конституции пункт, сохраняющий за русским языком статус официального. — Ред.), только на этот раз уже из недр самой Ак Орды и в виде готового законопроекта.
Если же этот назарбаевский демарш (по-другому не скажешь) умело срежиссирован и по замыслу его постановщиков должен стать той самой ступенькой, на которой елбасы поскользнется, и останется лишь совершить политический «вынос тела», то и в этом случае ничего хорошего ждать не приходится. Почитав популярные казахстанские интернет-ресурсы, можно легко заметить, как при обсуждении самых «острых» тем, где так или иначе идёт критика Назарбаева, его внешне- и внутриполитического курса, вбрасываются комментарии, суть которых сводится к тому, что главу государства поддерживают русские, и если бы не они, то казахи бы уже давно свергли «ненавистного диктатора» и жили долго и счастливо.
При всей абсурдности подобных вбросов голоса в их поддержку раздаются всё чаще, то есть формирование общественного мнения под данный сценарий идёт вполне последовательно. Горькая ирония заключается в том, что ещё в 1990-х казахские власти очень жёстко пресекали все попытки самоорганизации русских, обвиняя их как раз в нелояльности к назарбаевскому режиму!
Как бы то ни было, всё это наводит на невесёлые мысли. Похоже, русским в Казахстане остаётся лишь «скрестить пальцы» и ждать реакции Москвы, поскольку оттого, насколько адекватной и своевременной она будет, зависит и сценарий дальнейшего развития событий, и судьба российских соотечественников.
Напечатали очередную хрень. Взгляд на проблему со стороны. Или они продолжают судить по тому что Назарбаев с ними говорит на русском? А в Чимкент, например, кто-то съездил?
В МИД РФ считают, что укрепление позиций национального языка в Казахстане и Кыргызстане идет не за счет притеснения русского языка.
"Вопрос в том, что через 20 лет после (объявления) независимости многие государства, бывшие республики Советского Союза, естественно, пытаются укрепить свой национальный государственный язык, предпринимая для этого определенные шаги; часто это носит довольно чувствительный характер, на что мы обращаем внимание, поскольку в этих государствах живут миллионы российских соотечественников", - сказал замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин, представляя в Госдуме Протокол, в соответствии с которым ряд изменений вносятся в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Казахстаном.
Документ в пятницу, 14 июня, представлен депутатам на ратификацию. В рамках дискуссии депутат-коммунист Владимир Федоткин поинтересовался, соответствуют ли действительности сообщения о том, что Казахстан и Кыргызстан решили полностью перевести свою документацию на государственный язык, отказавшись от русского.
В ответ представитель российского МИДа назвал данный вопрос "абсолютно актуальным", однако при этом, заверил он, нет серьезных оснований утверждать, "что укрепление позиций национального языка идет за счет ущемления позиций русского языка". Здесь есть свои проблемы, но, сказал замминистра, они решаются в духе союзнических отношений. "Мы этот вопрос держим на контроле"
Действительно, добавил Карасин, в Кыргызстане, например, были попытки некоторых парламентариев принять новый закон о национальном языке, где присутствовало ограничение позиций русского языка. Но, напомнил замминистра, этот закон не был одобрен президентом Кыргызстана.
"И фактически русский язык в Кыргызстане является вторым государственным языком - переписка, документация идут на нем", - сообщил дипломат.
Приблизительно такая же ситуация в Казахстане, отметил он. Здесь есть свои проблемы, но, сказал замминистра, они решаются в духе союзнических отношений. "Мы этот вопрос держим на контроле", - заявил представитель ведомства. Между тем Госдума РФ ратифицировала в пятницу протокол о внесении изменений в двусторонний договор с Казахстаном о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1992 года, который, в частности, продлевает его действие на 10 лет, передает РИА Новости.
Протокол о поправках в договор 1992 года, который является базовым документом, определяющим российско-казахстанские отношения, был подписан 7 июня 2012 года президентами Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым. Документ был внесен на ратификацию в Госдуму главой государства.
Как рассказал журналистам первый зампред комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Дмитрий Саблин ("Единая Россия"), срок действия договора истек 10 октября 2012 года.
По его словам, протоколом предусматривается корректировка ряда статей договора с учетом договоренностей по дальнейшему развитию экономической интеграции.
Саблин подчеркнул, что СМИ в последнее время пишут о непростых отношениях между Россией и Казахстаном, о возникающих проблемах, в том числе по Байконуру и другим вопросам.
"Это (ратификация протокола) - ответ всем таким проискам, которые происходят, что Таможенный союз существует, развивается, и отношения между Казахстаном и Россией крепнут, потому что это не просто продолжение договора 1992 года, он несет в себе изменения, которые действительно подсказало время и которые соответствуют интересам РФ", - сказал парламентарий.
Пока Путлер "поднимает Рассею с колен": 1-е место в мире по абсолютной величине убыли населения; 1-е место в мире по заболеваниям психики; 1-е место в мире по количеству самоубийств среди пожилых людей; 1-е место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков; 1-е место в мире по числу детей брошенных родителями; 1-е место в мире по количеству абортов и по материнской смертности; 1-е место в мире по числу разводов и рожденных вне брака детей; 1-е место в мире по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции; 1-e место в мире по продажам крепкого алкоголя; 1-е место в Европе по числу умерших от пьянства и табакокурения; 1-е место в мире по числу курящих детей и темпам прироста числа курильщиков; 1-е место в мире по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы; 1-е место в мире по количеству ДТП; 1-е место в мире по количеству авиакатастроф 1-e место в мире по объемам поставок рабов на международный черный рынок; 2-е место в мире по распространению поддельных лекарств 2-е место в Европе по числу самоубийств на душу населения 2-е место в мире по числу убийств на душу населения 2-е место в мире по количеству людей, ищущих убежища в развитых странах Запада; 3-е место в мире по распространению детской порнографии; 3-е место в мире по количеству тоталитарных сект;
Сообщение отредактировал Nu - Четверг, 10.04.2014, 08:06