Среда, 24.04.2024, 23:02
Главная » 2012 » Октябрь » 10 » Занимательный космос. Руководство по созданию персональных спутников.
Занимательный космос. Руководство по созданию персональных спутников.
Сэнди Антунес (Alex "Sandy" Antunes ) не летал в космос, не открыл новую далекую планету с помощью сверхнового телескопа, не изобрел новый космический двигатель. Но при введении его имени в запросе любой интернетной поисковой машины к вашему вниманию будут предложены десятки и даже сотни сайтов, располагающих страничками, посвященными этому человеку. Большинство этих сайтов научной, научно-популярной, и в частности космической тематики. На него ссылаются множество печатных изданий, газет, журналов. «Индекс цитирования» этой персоны зашкаливает. Что же он такого сделал? Написал книгу про своё хобби. Вернее только первую книгу из задуманного им четырехтомника. Ну, мало ли людей описывает свое хобби или пишет свои мемуары.
Но хобби у Сэнди необычное. Он строит собственные персональные космические спутники. Правда, очень маленькие. Они настолько малы по сравнению с привычными всем космическими аппаратами, что для их обозначения используют известную всем из курса математики и физики приставку «пико-» (как утверждает Википедия пико-— дольная приставка в системе единиц СИ, означающая множитель 10 в минус двенадцатой степени). Ну, конечно, в отношении размеров пикоспутников приставка играет не буквальную, а образную характеристику.
Ну, вернемся к Сэнди Антунесу. Человеку, посвятившему свою жизнь разработке и популяризации основных принципов создания персональных космических спутников.
И это не несбыточная фантастика, а вполне осуществимая реальность наших дней.
Многие молодые люди мечтают о полетах в космос. Но стать космонавтом довольно трудно. Сэнди Антунес предлагает менее трагичный обходной путь. Он является пропагондистом пикоспутников. Эти крошечные аппараты весом около килограмма могут быть отправлены в космос в пустеющих уголках ракет заряженных настоящими большими спутниками. Ожидается, что такие миниатюрные спутники станут весьма популярны в ближайшем будущем.
Это предположение об их популярности основывается на наблюдении двух взаимонесвязанных тенденций последнего времени. Это движение мейкеров (makers — самоделкиных) и постоянное развитие высокотехнологичной, но общедоступной микроэлектроники, как, например, смартфоны.
Мейкерское движение привнесло в развитие электронных гаджетов пыл и оптимизм открытости. Создание источников открытого кода и электронных устройств с общепонятной архитектурой одна из фишек последнего времени. Мейкеры, в частности, увлекаются разработкой различных устройств некомпьютерного характера, таких, например, как электронные инструменты и роботы, при этом часто используя электронную платформу Ардьюно (Arduino platform). Это снижает необходимость привлечения высококвалифицированных экспертов при создании электронных схем или программировании функциональных систем, без разницы, что для наземных аппаратов, что для взмывающих в космос.
С другой стороны разработчики смартфонов оснащают их все более сложными и миниатюрными устройствами такими, как крошечные высокочувствительные телекамеры, миниатюрные сенсорные датчики (подобно акселерометрам и барометрам) и специализированные чипы, что делает все эти инструменты чрезвычайно подходящими при конструировании пикоспутников, где размер, энергопотребление и вес имеют крайне важное значение. (Правда в США для запуска на орбиту телекамеры требуется специальная лицензия, но это единственное значительное затруднение регуляторного характера).
Др. Антунес посвятил годы созданию своего собственного спутника и еще больше времени на его запуск. Он потратил на эту затею около 15 000 долларов, а так же грант в 4 000 долларов от Сайенс-блога и еще использовал 2 500 долларов, полученных по программе Кикстартер (Kickstarter — международный фонд поддержки творческих проектов http://www.kickstarter.com).
«Все это вместе стоит как хороший мотоцикл.» - шутит 45 летний Др.Антунес. «Лучший способ преодолеть кризис среднего возраста!».
Кто же этот «Циолоковский» наших дней? И о чем его книга?
Александер «Санди» Антунес (родился в Балтиморе, Мерилэнд, в 1967 г.) увлекается астрономией, автор научно-популярных книг и дизайнер ролевых игр. Он окончил Бостонский Университет в 1989 г. по специализации в астрономии и физике, получил степень магистра в Пенн Стате (Penn State — Научно-исследовательский университет Пенсильвании) и защитил Пи-эйЧ-Ди в университете Джоржа Мейсона в 2005 году. В мае 2007 Др. Антунес был признана ученым месяца в Научном Центре Мэриленда.
Его первая книга из серии четырех книг, посвященных созданию персональных спутников, вышла под названием «Сделай спутниковую платформу сам. (Общие основы создания пикоспутников готовых для выведения в космическое пространство с целью выполнения произвольных задач)».
Вот интернет-адрес, где можно приобрести эту книгу: http://shop.oreilly.com/product/0636920021605.do
Краткое описание содержания книги:
Хотели бы вы сделать собственный космический спутник и запустить его в космос? Это проще, чем вы можете себе представить.
Первый том четырехтомника — это руководство для самоделкиных, показывающее читателю основные шаги, которые необходимо предпринять при разработке основной платформы пикоспутника — типичный монтаж контролируемой компьютером энергетической установки на солнечных батареях достаточно прочной, чтобы выдержать перегрузки при запуске с помощью ракеты и выжить на космической орбите в течение 3 месяцев.
Желаете ли вы проводить научные эксперименты, осуществить технические испытания или провести в жизнь некий проект орбитального перфоманса, вы должны подобрать основные компоненты спутника такие, как антена, радиопередатчик, солнечные батареи, аккумуляторы, электропроводку, процессор, датчики, а также чрезвычайно компактный корпус пикоспутника. Эти увлекательные главы ознакомят вас со всем процессом создания спутника — от эскизов до запуска. Вы освоите:
Планирование и изготовления печатных плат для монтажа полезной нагрузки спутника;

• Выбор спутникового конструктора (готового набора совместимых составляющих для сборки космического спутника), включающего солнечные батареи, силовую установку и бортовой компьютер;
  • Расчет энергетического бюджета спутника - баланса между тем, сколько энергии нужно вашему спутниковому оборудованию, и тем, сколько энергии способны вырабатывать солнечные батареи;
  • Выбор между бортовым процессором от Ардьюно (Arduino) или Бейсик Экс-24 (BasicX-24) и решение, как использовать радиопередатчик и сенсорные датчики;
  • Изучение условий и параметров запуска, включая того, кто будет запускать и стоимости услуг по запуску;
  • Использование отправных точек, обеспечивающих продвижение проекта в соответствии с графиком работ.

Кому интересно можно познакомиться с содержанием этой книги.
Содержание книги:

Часть 1 Обзор
1. Что такое пикоспутник?
2. Где находится космическая орбита?
3. Цели и задачи пикоспутников.
4. Условия и выживание спутника на низкой околоземной орбите.
5. Температура на низких околоземных орбитах.
6. С чего начать.