Все больше казахстанцев стремятся переехать на ПМЖ в Россию и страны Восточной Европы. Таковы данные отечественных социологов. Миграционные настроения казахстанцев накануне косвенно подтвердили и в статагенстве. По данным главы ведомства Алихана Смаилова, число убывающих из страны за прошлый год выросло почти на треть.
Кому на Руси жить хорошо? Все больше казахстанцев уезжают в Россию. Северный сосед - лидер по приему наших соотечественников. Специалисты объясняют это принятой там программой по переселению. Есть слухи, что будет приниматься новая программа переселения, т.к. текущая не оправдывает себя.
Из аэропорта Астаны убрали призывы "валить отсюда" Вместо слова "Push" (с английского дословно - "толкайте") в аэропорту казахстанской столицы висела надпись "Push оff" (разг. "вали отсюда" или "убирайся отсюда"). Таблички на дверях были исправлены после критического замечания британского журналиста Джонатана Ньювелла.
А может этот британец просто не понял истинный скрытый смысл начертанного на дверях призыва.
Казахстан не заинтересован в оттоке граждан в Россию, но подталкивает их к переселению "Путинская программа", как ее сейчас называют в среде соотечественников, до сих пор пользуется большой популярностью, несмотря пока на низкие результаты ее реализации. Об этом говорит уже только то, что сейчас на прием во временную рабочую группу в Астане записываются на октябрь-ноябрь месяц. Да и за консультациями в нашу общественную приемную только в городе Кокчетаве обращаются ежедневно порядка 25-30 человек. Эти факты, несомненно, говорят о высоком миграционном потенциале соотечественников".
Казахстанская сторона объективно не заинтересована в массовом оттоке граждан страны в Россию - об этом заявил председатель славянского движения "Лад" Максим Крамаренко, комментируя недавнее заявление депутатов Государственной Думы РФ, которые объявили, что необходимо поставить "задачу по обеспечению миграционного притока (в Россию) на уровне 300 тысяч человек в год" - передает корреспондент ИА REGNUM. Отток граждан - это, по мнению Максима Крамаренко, "в первую очередь, "удар" по имиджу Казахстана и по его внутренней экономике (снижение количества потребителей на внутреннем рынке, "вывод" капитала и пенсионных вкладов). Конечно, официальных заявлений по этому поводу не делается, а языковые и связанные с ними другие проблемы, подталкивающие русскоязычных граждан к переселению, не решаются" - уверен он.
"Но в тоже время, существуют определенные бюрократические препоны - в первую очередь это трудности с выпиской на ПМЖ в Россию, которая должна производиться в течение 1,5-2 месяцев, но фактически затягивается на 3-6 месяцев, хотя это обязательное условие для переселенца, принявшего участие в программе" - заявил председатель славянского движения "Лад".
В то же время, по мнению общественного деятеля, "Путинская программа", как ее сейчас называют в среде соотечественников, до сих пор пользуется большой популярностью, несмотря пока на низкие результаты ее реализации. Об этом говорит уже только то, что сейчас на прием во временную рабочую группу в Астане записываются на октябрь-ноябрь месяц. Да и за консультациями в нашу общественную приемную только в городе Кокчетаве обращаются ежедневно порядка 25-30 человек. Эти факты, несомненно, говорят о высоком миграционном потенциале соотечественников".
Но в тоже время, "большинство соотечественников, получивших консультации, избирают самостоятельный способ переселения в РФ, не участвуя в программе. Это происходит по ряду причин, основная из которых - "привязанность" к региону вселения от двух до пяти лет, а также, участие не всех субъектов федерации в данной программе" - отмечает Максим Крамаренко. Кроме этого, "мягко говоря, не очень высокие подъемные не привлекают соотечественников ехать в депрессивные регионы России и регионы с отрицательной демографической ситуацией. Стимулировать переезд в эти субъекты РФ можно путем включения соотечественников в такие программы, действующие для граждан России, как "Материнский капитал" и льготное ипотечное кредитование для молодых семей. Это с одной стороны решит проблему жилищного обустройства переселенцев, с другой, даст возможность направлять миграционный поток в нужном для России направлении" - заключил эксперт.
Добавлено (22.06.2012, 09:54) --------------------------------------------- Уехать в Россию хотят многие, но проект переселения с треском провалился Особую тревогу российских парламентариев вызывает то, что Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, несмотря на положительную динамику (из 62,6 тыс. человек, вернувшихся в Российскую Федерацию, более половины переехали в 2011 году), не достигла ожидаемых результатов и завершается в 2012 году. Вместе с тем многие тысячи наших соотечественников хотят вернуться на Родину и могли бы внести весомый вклад в социально-экономическое развитие России", отмечают депутаты Государственной Думы РФ.
Если убрать бюрократические преграды, то сотни тысяч граждан Таджикистана готовы переехать на постоянное место жительство в Российскую Федерацию. Об этом ИА REGNUM заявил директор НИИ миграции при Российско-таджикском Славянском университете (РТСУ) Рахмон Ульмасов, комментируя обращение депутатов Государственной думы РФ к руководству страны с предложением об адекватном увеличении государственной поддержки работы с соотечественниками за рубежом и расширении гуманитарного влияния Российской Федерации в мире.
"Особую тревогу российских парламентариев вызывает то, что Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, несмотря на положительную динамику (из 62,6 тыс. человек, вернувшихся в Российскую Федерацию, более половины переехали в 2011 году), не достигла ожидаемых результатов и завершается в 2012 году. Вместе с тем многие тысячи наших соотечественников хотят вернуться на Родину и могли бы внести весомый вклад в социально-экономическое развитие России", отмечают депутаты Государственной Думы РФ.
Рахмон Улмасов считает, что первый проект по переселению соотечественников в Россию "с треском провалился". "По нашим наблюдениям, российским властям не удалось даже набрать 20% от намеченного программой количества переселенных соотечественников. И в первую очередь, проблема заключается в существующих бюрократических препонах. Иначе, желающих выехать в Россию на постоянное место жительство, огромное количество", - уверен эксперт.
Улмасов, с сожалением констатирует, что желающих переехать из Таджикистана в Россию, также огромное количество. "К 2015 году население Таджикистана вырастет еще на 1,2 млн человек. Если 20 лет назад на каждого жителя Таджикистана приходилось 0,8 соток земли, то сейчас эта цифра равняется 0,015. В стране через несколько лет найти клочок земли для строительства жилья станет серьезной проблемой. В стране нет работы. Поэтому, граждане Таджикистана, даже если и не хотят, но вынуждены выехать в зарубеж на постоянное место жительство. Приведу еще один пример - если в начале 90-х годов в России проживало 30 тысяч таджиков, то по переписи 2010 года, их уже 202 тысячи человек. Они то и готовят почву для переезда своих близких и друзей, не дожидаясь помощи от властей", - считает Улмасов.
Эксперт уверен, что правительство Таджикистана вынуждено согласится с оттоком своего населения. "До настоящего времени в Россию, в основном, выезжали квалифицированные кадры. Но, их больше нет и в самой стране. Поэтому, сейчас, в основном, выезжают из сельской местности, то есть потенциальные аграрии. При этом, по нашим данным, в России сейчас пустуют 39 тысяч деревень. И думаю, что настало время, когда таджикские власти должны договорится с российскими властями по вопросу об условиях аренды этих земель для восстановления населенных пунктов и налаживания производства сельхозкультур. Таджикистан вынужден пойти на это, другого пути у него попросту нет. В больших российских городах для таджикских мигрантов найти работу становится все сложнее. Поэтому, необходимо перебираться в сельскую местность. Если не Россия, то другой страной кандидатом может стать Казахстан. Сейчас в этой стране начинается строительный бум, и рабочие руки там очень востребованы", - уверен эксперт. При этом, для успешной реализации программы по переселению соотечественников Улмасов предлагает российским властям снизить давление бюрократической системы в отношении желающих переселиться в Россию. "По нашим данным, сейчас в Крыму всем желающим предоставляют российское гражданство. Если российские власти пойдут на такой шаг и в отношении таджиков, уверен к российскому посольству вытянется очередь из многих сотен тысяч граждан Таджикистана. И они готовы выехать на ПМЖ в Россию и работать на благо этой страны. Они хотят одного - нормального будущего для своих детей. Они хотят, чтобы их дети учились в хорошей школе, чтобы у них была уверенность в экономической и социальной стабильности. И они уверены, что все это можно найти в России", - заявил Рахмон Улмасов.
Сообщение отредактировал googleduck - Пятница, 22.06.2012, 09:48
Государственная Дума сегодня рассмотрела и приняла заявление "Об усилении работы с соотечественниками за рубежом и о расширении гуманитарного влияния России в преддверии создания Евразийского экономического союза". От фракции "Справедливая Россия" выступил ее руководитель Сергей Миронов. По его словам, в зале Госдумы по этому вопросу сложилось правильное единодушие.
"Сегодня, по самым разным оценкам, не менее 30 миллионов наших соотечественников проживает за рубежом. Большинство из них не по своей воле оказались не на своей Родине. И надо отдавать себе отчёт, в каких условиях им приходится жить, работать, думать, мечтать о том, что хорошо было бы, чтобы Родина не забывала своих сынов, чтобы любой приезд, и тем более переезд на Родину был намного проще, намного свободнее, чем сейчас", – сообщил он.
не менее 30 миллионов наших соотечественников проживает за рубежом.
В 92-м официально считали 42 млн. Теперь на 12 млн меньше насчитали. Что вымерли? Переехали в Россиию? Перестали считать себя русскими и получили документы с другой национальностью? По хорошему должны были еще и размножиться.
Пусть конкретно скажут как будут делать любой приезд намного проще.
«Считаю необходимым вновь вернуться к вопросу об облегченном порядке предоставления российского гражданства тем, кто был гражданином СССР», — заявил Путин на совещании послов и постпредов России. Член комитета Совета Федерации по международным делам Вадим Густов усмотрел в этом заявлении отмашку на пересмотр политики выдачи российских паспортов. По его оценке, русские диаспоры за границей насчитывают до 25 млн человек. «Только после распада СССР многие оказались раскиданы по разным странам, я уже не говорю о последствиях гражданской войны», — сказал сенатор «МН». Работать над поправками к закону о гражданстве он готов оперативно: «Если президент поставит задачу, через месяц сделаем».
По словам Густова, быстрое получение гражданства позволит переселенцам самостоятельно найти жилье и хорошо оплачиваемую работу — именно эти проблемы репатриантов так и не смогли решить чиновники в рамках госпрограммы переселения соотечественников.
Африканский олимпиец попросил убежища в Великобритании Министерстве внутренних дел Великобритании заявили, что все спортсмены покинут Лондон после Игр. Заявки о предоставлении политического убежища будут приниматься в обычном порядке, без привилегий для спортсменов Олимпиады.
Таким образом, африканец стал первым спортсменом, подавшим заявку на получение политического убежища в стране-хозяйке Олимпийских игр. Власти ожидают еще много подобных просьб. К примеру, на Олимпиаде-2000 в Сиднее политического убежища попросили 35 спортсменов, 62 пропали без вести.
"62 пропали без вести" - жертвы олимпиады. Будут желающие пропасть без вести в Сочи?
Федеральная миграционная служба (ФМС) прорабатывает вопрос предоставления российского гражданства русским «по крови», являющимся гражданами других стран. Об этом сообщила вчера начальник управления по вопросам гражданства ФМС Валентина Казакова. Необходимость такой меры чиновница объяснила большим количеством обращений. «Мы понимаем тревогу граждан», – сказала г-жа Казакова. Данный вопрос будет рассмотрен на ближайшей президентской комиссии по вопросам гражданства в сентябре.
Представитель ФМС отметила, что процедура упрощенного получения гражданства существует и сейчас, но применяется избирательно, например, в отношении бывших граждан СССР – участников госпрограммы переселения соотечественников, попасть в которую уже практически невозможно. Кроме того, упрощенный порядок приобретения гражданства действует по четырехстороннему соглашению между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
Предоставление гражданства «по крови» – очень щепетильный вопрос, отмечает председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова. По ее словам, после распада Союза за границей оказалось около 25 млн. русских граждан. На историческую родину вернулись порядка 6–7 млн. «У нас как у многонациональной страны позиция по данной проблеме – интернациональная, – сказала «НИ» эксперт. – Но разве не правильно было бы, чтобы возвращающаяся из Таджикистана на свою родину русская семья имела больше прав, чем таджикская семья, решившая переехать на новое место жительства? А сегодня затяжная процедура получения гражданства одинакова для всех. И часто «нелегалами по неволе» становятся именно русские. Их даже депортируют из-за отсутствия каких-то справок».
Принцип получения гражданства «по крови» есть, к примеру, в Израиле, Венгрии, Польше или Германии. «Многонациональной России решить этот вопрос куда сложнее, но он давно назрел, – считает собеседница «НИ». – Нашей стране необходимо облегчить переселение тех людей, у которых нигде, кроме России, нет Родины. И если не автоматически предоставлять таким людям гражданство, то хотя бы вид на жительство давать сразу». По мнению г-жи Графовой, в «льготную» группу кроме этнических русских стоит включить представителей коренных национальностей, проживающих на территории России, например татар и башкиров.
Владимир Путин подписал Указ «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Полный текст Указа:
В целях повышения эффективности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постановляю:
1. Внести в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006г. №637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №26, ст.2820; 2009, №11, ст.1278; №27, ст.3341; 2010, №3, ст.275), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Установить, что свидетельства участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа), выданные до 1 января 2013г., действительны до 1 января 2015г.
3. Внести в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №46, ст.4571; 2004, №1, ст.16; 2006, №45, ст.4670; 2007, №31, ст.4020; 2008, №29, ст.3476; 2009, №34, ст.4170; №43, ст.5049; 2011, №43, ст.6025; 2012, №23, ст.2991), следующие изменения:
а) абзацы семнадцатый и восемнадцатый пункта 10 признать утратившими силу;
б) пункт 13 после слов «частей первой – пятой» дополнить словами «и седьмой»;
в) пункт 14 дополнить подпунктом «з» следующего содержания:
«з) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части седьмой статьи 14 Федерального закона:
разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство;
один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости – и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;
свидетельство участника Государственной программы либо копию свидетельства участника Государственной программы, если заявитель является членом семьи участника Государственной программы.»;
г) пункт 141 признать утратившим силу.
4. Внести в Положение о Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2006г. №814 «Вопросы Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №32, ст.3533; 2008, №45, ст.5192; 2009, №27, ст.3341), следующие изменения:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. На Комиссию возлагаются следующие функции:
координация в пределах своей компетенции деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам реализации Государственной программы, принятие решений, необходимых для совершенствования этой деятельности;
рассмотрение проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Государственной программы, и выработка соответствующих рекомендаций;
рассмотрение долгосрочных целевых программ, утверждаемых субъектом Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, направленных на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей (далее – региональные программы переселения), включая проекты переселения, и подготовка соответствующих рекомендаций Правительству Российской Федерации;
рассмотрение обращений субъектов Российской Федерации о предоставлении отсрочки разработки региональных программ переселения и подготовка соответствующих рекомендаций Правительству Российской Федерации;
контроль за подготовкой и осуществлением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по реализации Государственной программы, региональных программ переселения, анализ результатов этой деятельности и выработка соответствующих рекомендаций;
утверждение ежегодных докладов координатора Государственной программы о ходе ее реализации;
рассмотрение и утверждение докладов высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительно власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период в части, касающейся реализации Государственной программы, и при необходимости внесение в Правительство Российской Федерации предложений о заслушивании отчетов указанных лиц на заседаниях Правительства Российской Федерации;
уточнение программных мероприятий и корректировка показателей и индикаторов Государственной программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации и хода реализации Государственной программы, в том числе дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей и общественных объединений при решении задач, связанных с реализацией Государственной программы;
заслушивание на своих заседаниях руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы;
обобщение опыта работы по реализации Государственной программы и утверждение рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по повышению эффективности этой работы;
участие в планировании распределения бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Государственной программы.»;
б) абзац первый пункта 10 изложить в следующей редакции:
«10. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.».
5. Абзацы третий – пятый подпункта «б» и подпункт «д» пункта 4 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 27 июля 2007г. №993 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам государственного управления в сфере миграционной политики и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993г. №2145 «О мерах по введению иммиграционного контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №31, ст.4020) признать утратившими силу.
6. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.
7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1, который вступает в силу с 31 декабря 2012г.
Прошел IV Всемирный конгресс соотечественников в Санкт-Петербурге
Всемирный конгресс соотечественников: реалии дня… Какова же на сегодня ситуация на «русском поле»?
В последнюю неделю октября, аккурат в подзабытую годовщину Великой октябрьской революции по старому стилю, в Санкт-Петербурге состоится очередной Всемирный конгресс российских соотечественников. На этот раз революции не предвидится, да и эпохальных решений никто особо не ждет, но и проходным это событие не назовешь. Тем не менее, несмотря на небольшой срок, оставшийся до начала конгресса, информация о его предстоящей работе достаточно скупая. Пожалуй только сайт «Русские.орг» уделяет постоянное внимание этой теме. Впрочем, это и неудивительно, поскольку отражает реальную картину состояния русского информационного поля. А, казалось бы, только председателей координационных советов по всему миру наберется о-го-го, и каждый по идее должен был бы высказаться по такому случаю, но вот ведь, глухое молчание. Но и это тоже неудивительно.
Достаточно широко известен тот факт, что русские никогда и нигде в истории не создали сколько-нибудь эффективной диаспоры, не создали, увы, и в новейшие времена. Правда, история на этот раз не повторилась в точности и по подобию. Впервые в истории государства российского русское зарубежье было заявлено одним из важнейших приоритетов внешней политики России. Это было выдающееся политическое решение российского руководства, оказавшее огромное моральное воздействие на тогдашний русский мир. Однако, то ли со временем у руководства угас интерес, то ли на мощном первичном импульсе иссякла политическая воля вождей, но пассионарный толчок как-то тихо попритих. Впрочем, надо отдать должное МИДу России, под эгидой которого строилась и велась работа с «соотечественниками». За прошедшие годы МИДу удалось отстроить формально мощную конструкцию в русском зарубежье, сорганизовав множество небольших русских организаций в единый конгломерат. Понятно, что у самих этих организаций были нулевые шансы выстроить подобную конструкцию самостоятельно. Представляется вполне очевидным, что русскому миру и нужна была такая мощная и даже в некотором роде глобальная организация. Проблема оказалась в том, что не нашлось своего Пигмалиона для этого колосса, который умолил бы Всевышнего вдохнуть в него жизнь. Так что созданный Всемирный координационный совет соотечественников и еще десятки региональных координационных советов уподобились Илье Муромцу, сидящему на печи тридцать лет и три года… Какого-то отчетливого, качественного влияния на жизнь соотечественников за рубежом этой системой особо не оказывается. Не то, чтобы его – влияния - вообще нет, но процесс скорее тлеющий. И как раз очередного всемирного конгресса, чьим исполнительным органом и является ВКС, мы и ждем в октябре. Собственно главное и скорей неосознанное всеобщее желание, чтобы наш колосс слез наконец-то с теплой печки и проявил свою богатырскую силу.
Какова же на сегодня ситуация на «русском поле»? А ситуация в полной мере соотносится с положением самой России и в значительной мере от нее и зависит. Тот же пример с успешными диаспорами показывает, что эффективное существование диаспор в сегодняшнем мире это взаимный, встречный процесс. Преуспевают только диаспоры, имеющие сильную политическую поддержку родины предков. Тем более это верно для только зарождающейся российской диаспоры. Это не значит, конечно, что русское зарубежье беспомощно, что справедливы попреки в иждивенческих настроениях со стороны всевозможных «аналитиков», паразитирующих на «русской теме». Суть ситуации гораздо глубже, чем представляется поверхностному взгляду таких «экспертов». Русская диаспора и государство российское существовали порознь во все времена. Россия прирастала могуществом и территориями, да и россияне в немалом количестве перебирались за границу по тем или иным причинам. Нам неизвестна непосредственная причина, по которой правители России решили признать русское зарубежье. Хотя понятно, что государство, претендующее быть не то что великим, но просто цивилизованным, не может просто так оставить несколько десятков миллионов своих бывших сограждан на произвол судьбы.
Почему с особым интересом ожидается всемирный конгресс этого года? Причина одна и в общем-то лежит на поверхности. Минувший политический год оказался весьма бурным в России и был весьма богат на события в политической жизни России самого разного плана. При этом выборы Президента оказались хоть и в эпицентре политического противостояния на политическом поле, но по большому счету не они составили основную интригу года. Нельзя также сказать, что деятельность оппозиции сама по себе преподнесла нечто новое. Новым оказался неожиданно массовый протест городской, в первую очередь московской и частично питерской, интеллигенции. Декабрьские выступления оказались неожиданными и по настоящему напугали власть. Неожиданным и достаточно грозным оказалось участие в протестах массы простых граждан. Конечно, благодаря отсутствию в составе оппозиции креативных и харизматичных вождей, способных оседлать волну протеста и повести дальше, протест в значительной мере сдулся. Власти стоило бы поставить свечку за здоровье либеральных вождей Немцова-Касьянова и иже с ними. Пока у оппозиции такие вожди, революция ограничивается «бурей в стакане воды». Страшно аж жуть… пока нос на уровне стакана.
Тем не менее, не все так просто. Власти удалось взять ситуацию в руки, причем достаточно решительно и оперативно, но проблема в том, что Россия действительно погрязла в пороках, задыхается в тисках коррупции, отстала от передовых стран мира в науке, технологиях и социальном развитии. Проблема для власти заключается именно в том, что народ-то в массе своей уже не хочет терпеть все «свинцовые мерзости», при том, что пока еще доверяет Путину и видит именно его лидером России. Однако, очевидно, что народ уже не готов терпеть бесконечно и кормиться одними обещаниями перемен. Благо, что либеральные вожди оппозиции оказались не готовы предложить реальную программу конструктивных действий. За душой у них кроме желания самим порулить из Кремля не оказалось ничего сколько-нибудь стоящего. Но ведь очевидно, что так не будет продолжаться всегда.
Надо полагать, Путин понимает всю серьезность угроз. Другой вопрос, сможет ли он оказаться адекватным вызовам времени, сможет ли отказаться от старых привязанностей. В любом случае обещаны перемены, народ ждет перемен. Перемены обещаны и русскому зарубежью. Были ли они просто частью предвыборных обещаний, мы скоро узнаем. По крайней мере, анонсируется участие Президента Путина в открытии всемирного конгресса.
Повторюсь, чего-то эпохального не ждем, но надежды остаются. Ибо русское зарубежье ждет перемен, как часть русского мира, сопряженного с Россией и ее судьбой, да и само по себе нуждается в них в плане формирования эффективной диаспоры.
Какие же вопросы и проблемы стоят перед русским зарубежьем? Основная проблема, стоящая перед нами: «А что собственно хочет Россия от русского зарубежья? Зачем мы нужны России, и какие цели и задачи в связи с этим могут быть сформированы?». Ибо, вульгарно говоря, и коню ясно, что если мы не нужны России, то на этом можно поставить жирную точку в истории только только зарождающейся русской диаспоры. А иначе «пустые хлопоты» и русское зарубежье превращается для МИДа в пресловутый чемодан без ручки, который и нести невозможно, не особо хочется и бросить не позволено. В таком варианте понятно, что основной упор в работе с диаспорой делается на фольклорные посиделки и танцы в сарафанах, что само по себе отнюдь не плохо, а даже хорошо, но отнюдь не способствует формированию и укреплению сильной диаспоры.
Да, было заявлено на самом высоком уровне о стремлении использовать научный и технический потенциал русского зарубежья. И действительно, русское зарубежье на Западе изобилует именами и фигурами, где есть и Нобелевские лауреаты. Однако, при этом совсем забывается тот момент, что в ближнем зарубежье русские и россияне вообще занимают достаточно сильные позиции в экономиках своих стран, составляя костяк менеджеров крупных компаний, бизнесменов среднего уровня и представляют наиболее квалифицированную массу специалистов различного профиля. И если говорить о регионе Центральной Азии, то мы имеем довольно странную картину невостребованности русских со стороны России. Западные компании охотно берут на работу русских специалистов, нередко отдавая им предпочтение среди прочих, многие русские эмигрируют в дальнее зарубежье, где бывают достаточно успешны, но вот российские компании, приходящие в регион, зачастую избегают брать русских на работу. А ведь известен пример успешных диаспор в этой сфере. Евреи всегда отдают предпочтение «нашим людям». Даже ведущих на торжества стараются пригласить своих. Думается такое поведение выработано веками выживания и совершенно правильно. Мы же, русские, поступаем в этом отношении обычно перпендикулярно.
Большое место в жизни русских нашего региона занимает вопрос репатриации в Россию. Той самой репатриации, которой, по уверениям росчиновников, как бы и нет. То есть, как в анекдоте, факт есть, а слова как бы и нет. Между тем, за время независимости из стран региона переехали в Россию до 6 миллионов человек по данным Интернета и поток переселенцев саморепатриантов не иссякал. В последнее время число желающих переехать резко выросло и это связано с тем, что русские стали испытывать неуверенность в своем будущем и главное в будущем своих детей на фоне роста националистических тенденций в титульной среде, ущемления по языку и другим негативным тенденциям в обществе.
Вопрос переселения это болевая точка, в которой сошлись многие моменты. Здесь и давление титульной среды и проблемы не всегда урегулированного общества с определенной дискриминацией по национальному признаку, здесь и российская чиновная бюрократия и не меньшая бюрократия в стране убытия. Очереди в представительстве ФМС для желающих выехать в том же Узбекистане превысили полгода. И нельзя сказать, что сотрудники представительств плохо работают. Проблема, при взгляде изнутри, представляется в концептуально ошибочном подходе к возвращению людей на Родину. Ведь почему есть репатриация в Германию, репатриация в Польшу и даже Казахстан, не говоря уж об Израиле, а репатриации в Россию нет? Секрет Полишинеля, как всегда достаточно прозрачен. Репатриация всегда законодательно оформлена и имеет правовой статус со всеми привходящими и ответственностью перед законом. Российскому руководству достало политической воли сказать «А», но не хватает, чтобы продолжить. Репатриация прописана в нормах международного права и упоминается во «Всеобщей декларации прав человека». Репатриация это право человека в возвращении на Родину, и здесь Россия наособицу от всего мира. Будь принят закон о репатриации, то и Программа переселения логично выглядела бы в русле этого закона.
Последние по времени отговорки о невозможности того или иного в переселении в силу полиэтничности российской диаспоры смешны, как беспомощный детский лепет. Национальность тех же немцев-репатриантов вряд ли может определить и господь Бог. Триста лет назад в России всякого приезжего иностранца, не говорившего по-русски, называли немцем, то бишь немым. Даже и страны такой не было в те времена. И все это не помешало Германии принять и этих «немцев» с их не немецкими семьями и евреев и еще сонм людей многих национальностей. Даже Израиль, столь ревностно блюдущий чистоту еврейской крови, принял в рамках репатриации не литры, а мегалитры иной крови. Ведь ежику понятно, что за две тысячи лет блужданий много чего намешалось в еврейскую кровь и умные евреи вполне по конкретной причине определили национальность по матери.
Что касается боязни российской бюрократии дать русскому зарубежью право гражданства априори, то здесь также достаточно все понятно. Здесь страх перед неизвестными обстоятельствами «как бы чего не вышло», страх ответственности. Дай такое право и вот, к примеру, те же черкесы, которые живут по всему Ближнему востоку, хлынут на Кавказ, а там и без них проблем выше крыши. Так что нежелание предоставить русским автоматическое право на гражданство проистекает из страха и беспомощности российской бюрократии перед гипотетическими обстоятельствами и одновременно ее низкого профессионализма. Вот возьмем поляков, этих извечных антагонистов русских. Вопрос репатриации поляков рассматривается, как первостепенный долг Польши перед своими детьми и никак иначе. Вот поэтому-то в России уже само слово «русский» стало чуть ли не неприличным.
А ведь русское зарубежье действительно обладает огромным потенциалом, но чтобы раскрыть его, нужна дорога с двухсторонним движением. А ведь хочется иметь все на «халяву». Вот вернулись миллионы соотечественников в Россию самоходом, и страна, не ударив пальцем о палец, получила на халяву десятки, а то и сотни миллиардов, но никто из чиновников об этом не сказал и полслова. Проблема русских еще и в том, что при существующем потоке переселенцев Программа переселения затянется на добрую сотню лет, да и далеко не все русские хотят выехать из региона. Ведь как не крути, но это наша малая Родина. Тогда что делать тем, кто остается? Понятно, что русский человек привык веками жить, полагаясь сам на себя, ведь недаром Салтыков-Щедрин написал притчу о том, как мужик двух генералов прокормил. Поэтому все эти проблемы мы рассматриваем именно в контексте создания эффективной русской диаспоры.
Вот ведь заявил Назарбаев Валентине Матвиенко, мол, «такая корова нужна самому», наши русские и нам самим пригодятся, так что отстаньте. Конечно, азиатское лукавство, но до известной степени и правда. Провалы в сельском хозяйстве, других сферах общественной жизни сами же казахские авторы объясняют массовым отъездом русского населения. Сходная ситуация и в других странах региона. И если говорить о новомодном тренде интеграции, то очевидно, что одним из решающих факторов влияния России в регионе будет цивилизационный фактор, и тут как нельзя кстати местное русское население. Ведь не зря же Бжезинский залогом утверждения Запада в регионе называл обязательное вытеснение русского населения. А ведь далеко не дурак Збышек. Значит, очевидно, России сам Бог велел поддерживать русское население региона. Хотя бы морально. И одним из ключевых моментов в укреплении цивилизационного влияния является создание русских школ. Ведь в русских школах региона учатся в массе своей дети титульных наций и надо понимать, что именно из них вырастет будущая элита, которая в будущем придет к власти.
Что касается дискриминации русского населения, то не стоит делать круглые глаза - политическая дискриминация есть во всех странах региона и это реалия железобетонная. Плохо то, что к этому добавляется и языковая дискриминация. В Киргизии и Казахстане наблюдается тенденция к участию русских в активной политической жизни. И не просто марионеток правящих классов, но людей занявшихся политикой по убеждению. Однако и в этом виде деятельности формальным поводом для запрета является языковой барьер. Да, конечно, чисто по понятиям правы те, кто проводит агрессивную языковую политику, но ведь мы пытаемся жить в цивилизованном мире и как бы должны руководствоваться Конституцией, которая устанавливает равные права всех граждан независимо от национальности. Проблема ведь в том, что при таком подходе, как правило, проигрывают все.
Рассчитывать, что интеграция сама собой решит все проблемы, достаточно наивно. Люди изменились, общество меняется на глазах, вместо сплочения обществ в единую гражданскую нацию происходит радикализация общественных процессов. Внутри титульных сообществ назрели серьезные конфликты. И такое положение характерно практически для всех стран региона. Думается, было бы правильно в региональной политике России большее внимание уделить фактору наличия русского населения. Ведь среди прочего, русские это заметный фактор стабильности в странах региона, и это известная ситуация.
Все эти проблемы порождают кадровый вопрос в русском движении. Те самые кадры, которые решают все. Не сделаю открытия, сказав, что актив русских диаспор стареет, а на их место молодежь не приходит. Не приходит не потому, что нет энергичных молодых людей, просто напросто у молодежи нет мотивации. Любая диаспора, даже самая успешная, испытывает кадровый голод, но вот успешные диаспоры находят все-таки сильные стимулы для молодежи. Я уверен, что и Россия при желании могла бы иметь такие стимулы. Одним из таких стимулов могло бы служить образование, какие-то преференции при устройстве на работу, да в принципе, много еще чего. Ну и конечно, необходима ротация руководящих кадров. Как всегда было, так и в нашем случае кадровый застой порождает и последующие пороки, характерные для любой командной системы.
Предстоящий всемирный конгресс и призван дать ответы на актуальные запросы русского зарубежья. Вопрос только - даст ли?!
Внесенные в Госдуму поправки в закон «О гражданстве РФ» могут затронуть около 25 миллионов человек, сообщил журналистам один из авторов поправок, зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
По его словам, речь идет о бывших гражданах СССР, большинство которых осталось на территории государств СНГ.
Законопроект, подготовленный рядом членов Совета Федерации, о предоставлении гражданства России в упрощенном порядке соотечественникам за рубежом Госдума может рассмотреть в первом чтении 13 ноября.
Сенатор отметил, что авторы поправок ставили своей целью отмену барьеров перед соотечественниками, которые хотят стать гражданами России, поэтому поправки отменяют необходимость соблюдения пятилетнего срока проживания в России, наличия вида на жительство, подтверждения законного источника существования, сдачи экзамена по русскому языку.
Вместе с тем, сенатор отметил, что такой упрощенный порядок получения российского гражданства не будет распространяться на всех бывших граждан СССР. «Не зная глубины вопроса, многие решили, что мы приглашаем практически всех граждан бывшего Советского Союза стать гражданами России. Это не так. На упрощенный порядок получения гражданства могут рассчитывать именно те соотечественники, к числу которых относятся представители коренных народов, населяющих территорию РФ в ее современных границах», — заявил Джабаров.
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом утверждена Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 в новой редакции.
Россия становится все более привлекательной страной для внешних мигрантов. Если внимательно посмотреть, к нам уже начинают тянуться балканские страны, потому что у нас сейчас легче пробиться, чем в Европе. Вокруг Москвы уже можно найти "африканские районы" – в районе Люберец, Котельной. Там выходцы из Африки селятся в большом количестве, у них свои автоцентры, кафе. Когда такое было в России? А сейчас этот процесс идет. Кризис подтолкнул людей на поиск новых источников заработка. Поэтому в России международная миграция будет увеличиваться. _http://www.utro.ru/articles/2012/11/20/1084732.shtml#0246_
Вот, интересно, как в России с политкорректностью и толерантностью. Ну т.е. какой в России термин больше приживется: русские негры, черные русские или афророссиянцы?