Создание этой ветки продиктовано велением времени и тем, что скапливается много интересного материала, как, например, здесь и в этом блоге. А уж история с упавшими спутниками и Фобос-Грунтом как в этой теме стала интернет-притчей во языцах.
Пишем все на темы "Российский космос", "Русский космос", "Проблемы российского космоса". В общем, "узелок завяжется, узелок развяжется". И помним, что, какие бы проблемы не были у России, есть объективный закон исторического материализма: "Если русские когда-то куда-то пришли, а потом вынуждены были оттуда свалить, то они туда обязательно возвращаются".
Сообщение отредактировал Cost - Вторник, 02.10.2012, 10:06
Анализ современного положения дел в Российском Ракетостроении _https://aftershock.news/?q=node/570051_
История началась с двух проектов великого авантюриста, борца за личный статус, любителя нецелевого расходования бюджетных средств, романтика космоса, организатора науки и производства Сергея Павловича Королева. В дальнейшем, в статье будем называть его так, как его называли соратники - СП. Сейчас многие думают, что СП был инженер, это заблуждение, он был великий администратор науки. Приписываемая ему Р7 – Гагаринская семерка, предок нынешнего РН «Союз», на самом деле разработка Тихонравова и Глушко. Указ о начале работ над ней: Последний научный указ И.В. Сталина. Но без административного гения СП она бы не родилась.
Сегодня всем известно, что Р7 создавалась, как носитель атомного оружия. И именно, как носитель оружия она оказалась несостоятельна. Причина: долгая и сложная подготовка к старту. РН Р7 летает на жидком кислороде и керосине. Если ее заправить задолго до конфликта, непрерывная утечка жидкого кислорода убьет РН; если начать заправлять после начала конфликта – не успеешь запустить. Конкурент СП, Челомей, тоже не без грехов, но все же инженер, понимал, что боевую ракету можно построить только на высококипящих компонентах топлива. Позже к тому же выбору пришли и ученики СП, Макеев в Миассе, и Янгель в Днепропетровске. Как только эти конструкторы создали свои КБ, борьба за финансы и влияние в советской космонавтике стала жесткой. Заняв нишу лодочных ракет, КБ Макеева из игры временно вышло. Челомей, Янгель и СП схлестнулись насмерть.
Не секрет, что основное финансирование советские ракетостроители получали из МО, космические исследования финансировались по остаточному принципу. Пиар, который СП получил сначала от спутника, а затем от полета Гагарина, это прекрасно, но деньги и власть давал носитель ядерного оружия. Первым репером в нашей аналитике будет ракета Р9, первая послесталинская ракета СП. Будучи принципиальным противником применения высококипящих компонентов, СП сделал тяжелый носитель атомного оружия с применением в нем переохлажденного кислорода и шахтным запуском. Логика в его идее была. Переохлажденный кислород обеспечивает быстроту заправки, сравнимую с заправкой ракеты высококипящими компонентами. Кроме того, ракета с переохлажденным кислородом в качестве окислителя могла долго находиться на старте, утечка меньше. Теперь время на запуск лимитировалось не временем заправки, а временем раскрутки гироскопов систем управления. Р9 можно было запустить за 15 минут. (Кстати, привет «новатору» Илону Маску, неразрешимая для него сегодня проблема с переохлажденным кислородом была решена командой СП еще 50 лет назад). СП всегда держал в голове только дальний космос, работа на МО для него была лишь способом выбить деньги и власть, а ракета на высококипящих компонентах для массового космоса бесполезна. Компоненты мало того, что ядовиты, они еще и очень дороги в производстве.
Именно при создании Р9 между СП и великим двигателистом Глушко пробежала первая черная кошка. Нежелание работать с высококипящими компонентами осложняло работу Глушко и требовало от его команды сверхусилий. Глушко считал, что создание высокоэффективного двигателя на паре Кислород – Керосин, на уровне технологий 60 годов невозможно. Жизнь подтвердила его точку зрения. Хотя Р9 и была принята на вооружение, ненадежность ее двигателя первой ступени ограничила ее применение 60-ю машинами на боевом дежурстве. Для этого количества шахты и инфраструктура были созданы. Но, к сожалению, для СП, и счастью для нас, конкуренты не дремали. В легком классе Челомей с РН УР100, и в тяжелом классе Янгель с РН Р16 пришли к идее ампулизированных топливных баков , то есть баков заправляемых на заводе. Теперь ракета стояла в шахте заправленной, причем усилиями всех трех заинтересованных КБ (Макеев тоже нуждался в ампулизированных баках) гарантийный срок рос, и к распаду СССР достиг 20 лет и более. Вернемся в 60-е, Джон Кеннеди, пришедший к власти, во многом за счет обещания догнать СССР в космосе, мог поставить ориентиром только высадку на Луну. Другие «вершины» команда СП уже взяла. Для решения поставленной задачи был взят другой энтузиаст освоения космоса, тоже любитель нецелевого расходования бюджета, авантюрист и обманщик, инженер и администратор – Вернер фон Браун. Я думаю что, как и СП, Браун понимал, что долететь до Луны и вернуться по «Однопусковой» схеме невозможно. Он, как и СП рассчитывал втравить руководство своей страны в гонку престижа, а потом, когда отступать будет поздно, откорректировать параметры и перейти к «многопусковой» схеме. Но для убеждения Кеннеди нужна была ракета, чьи характеристики при должном натяжении совы на глобус допускали вероятность «однопускового» полета. Таким носителем стал проект Сатурн5. Советское руководство повелось и объявило конкурс на решение проблемы «однопускового» полета на Луну. Челомей, недавно добившийся успеха с УР500, ныне известной как «Протон», и Янгель с Р16 предложили проекты супертяжелых ракет на высококипящих компонентах. Почти реальные, но от стоимости и ядовитости этих монстров замутило даже ко всему привычных членов политбюро. СП как всегда предложил авантюру , технической наглости в этом проекте было много… Но распиаренный администратор с командой великолепных инженеров решил, что решит все проблемы. Так возник проект Н1- второй репер нашего анализа.
Необходимое техническое отступление.
1. Почему «Однопусковая» схема: Стоимость и размах многопусковой схемы вели к тому, что реальные денежные потоки и влияние руководителя этого проекта делали его персоной сравнимой по влиянию с руководством тех СООБЩЕСТВ, кои запустили этот проект. Ни финансово-политический истеблишмент США, ни политбюро ЦК КПСС на это бы не пошли.
2. Почему «жидкие компоненты»: Потому, что, топливо состоит из непосредственно топлива и окислителя. Твердое топливо содержит в себе, упрощенно смесь того и другого и некий наполнитель, не дающий ему прореагировать (взорваться) сразу. Именно на удельную массу этого ингибитора твердое топливо и слабее жидкого.
3. Почему Кислород Керосин – следующий за кислородом по эффективности Фтор – та еще отрава. Керосин не только топливо, но и хладагент камеры сгорания, использование более легких углеводородов резко осложняет схему охлаждения и снижает надежность.
Оба авантюриста в своих расчетах пришли к близким параметрам своих ракет, для убеждения руководства в реальности, не очень опытному в пилотируемых полетах Брауну, требовались 125 тонн на опорной орбите, наглый СП имея реальный опыт, уложился 90 тонн. Анализ всего проекта Сатурн 5 не входит в тему данной статьи, это техническая фантастика 60-х годов. Только авантюризм Брауна и техническая слабость людей принимающих в США решения позволила запустить этот проект в работу. Но надо понимать, что первая ступень нужна была Брауну РЕАЛЬНО, на ней как на фундаменте базировалась вся последующая переработка проекта в реальность. Поэтому Трехтысячетонному монстру в проекте реально требовались пять двигателей с тягой 600 (шестьсот) тонн. СП жил в технически более грамотной среде, поэтому весь его проект был проработан до состояния «почти реально». Его 3,5-тысячетонному монстру требовались тридцать двигателей с тягой 150(сто пятьдесят) тонн.
Необходимое техническое отступление.
1. Жидкостные ракетные двигатели ЖРД состоят из двух основных агрегатов. Первое это собственно движитель - камера сгорания с соплом, КС, здесь топливо горит, продукты сгорания летят на «волю». Второе это турбонасос , агрегат который гонит топливо и окислитель в камеру сгорания. ТН это фактически турбореактивный двигатель, на лопатках турбины которого горит тоже топливо в том же окислителе, а лопатки сидящего на том же валу компрессора гонят основную массу топлива и окислителя в камеру сгорания.
2. ЖРД делятся на работающие по открытому и закрытому циклу. Во первых: продукты сгорания в турбине ТН просто сбрасываются, во вторых: они дожигаются в камере сгорания, что увеличивает их удельную мощность и КПД.
3. Основная проблема КС – это тот факт, что с увеличением объема КС и соответственно тяги двигателя растет количество непрореагировавшей смеси в единицу времени, соответственно эта смесь начинает гореть с взрывом (процесс называется детонацией), что приводит к вибрациям и разрушению двигателя.
4. Основная проблема ТН – с уменьшением размеров двигателя, и соответственно размеров ТН растут требования к точности, зазорам и материалам, малейшее отступление от технологии и агрегат разносит на куски взрывом. Кроме того, чем эффективнее КС, тем больше топлива в единицу времени надо прокачать ТН, тем более нагруженным становится агрегат.
Итак, обоим Генеральным Конструкторам был нужен двигатель, Брауну с единичной тягой 600 тонн, СП 150 тонн. Браун обратился на фирму «Рокетдайн», где с 1959 года замахнулись на двигатель F1 тягой 600 тонн, и при должном финансировании обещали довести его до ума. Более опытный и знающий Глушко, СП просто послал. Он прекрасно видел, что авантюризм проекта зашкаливает, и не хотел быть крайним, взявшись за заведомо нереальный двигатель. Глушко видел, что при заданных параметрах проблему турбонасоса на технологиях 60х годов не решить. Но СП уже закусил удила и после безобразной ссоры с Глушко ринулся за помощью к своему другу и учителю А. Н. Туполеву. Постаревший корифей отечественной авианауки, человек с давними связями в технической верхушке американского общества и политической - советского, сам технический авантюрист и политический негодяй, взялся помочь – и помог. В советском авиадвигателестроении был человек, который отказать АНТу не мог. Николай Кузнецов, Генеральный конструктор, когда-то спасенный АНТом в истории с подлогом результатов испытания двигателя и гибелью опытного Ту95 с частью экипажа.
Кузнецов и его команда взялись за разработку невозможного двигателя с тягой 150 тонн на одну камеру сгорания закрытого цикла на паре Кислород-Керосин. И здесь случилось чудо: инженеры КБ Кузнецова разработали камеру сгорания предельных для пары КК размеров с предельными параметрами по давлению и тяге. Большего размера камера невозможна по условию полного сгорания топлива. Итак, предел, по размерам КС достигнут, «осталось» сделать турбонасос. Но команде Кузнецова казалось, что уж они то, авиаторы, справятся. Но второго чуда не произошло, путь к ТН для такого двигателя оказался длиною в ТРИДЦАТЬ ЛЕТ. Двигатель создали, он работал, но обеспечить серийную надежность завод в Самаре, на том оборудовании и тех материалах не мог. Две катастрофы по вине ТН двигателей НК15, модернизация до многоразового НК33, тестовый прожиг каждого серийного движка, переборка, контроль всего и вся, цена мотора лезла вверх, а нужного уровня надежности не получалось…
С той стороны океана тоже все было не лучше. Инженеры «Рокетдайна» играли материалами камеры сгорания, формой, количеством, направлением форсунок, но детонация упрямо разрушала двигатель. Теперь, с высоты опыта понятно, что камера такого размера на паре КК невозможна. Турбонасос, причем открытого типа инженеры «Рокетдайна» создали, но что бы выйти на приемлемый уровень детонации смесь пришлось «обогатить», соотношение топливо окислитель стало неоптимальным (взгляните на кинозаписи работы F1 –выхлоп чёрен от сажи несгоревшего топлива). Но, даже не смотря на такую дефорсировку, первые запуски Сатурна 5 привели к разрушению от вибраций.
Анализ современного положения дел в Российском Ракетостроении (Продолжение) _https://aftershock.news/?q=node/570051_
Наконец руководство СССР и США поняло, что его втравили в авантюру с неясным результатом. Прикинув, что проще договориться, чем продолжать это безумие, СССР согласился на имитацию победы США в лунной гонке, а США за это щедро заплатили. Сворачивание проектов не обошлось без жертв, рак очень вовремя скосил обоих авантюристов, хотя может, в этом и нет никакой конспирологии. Просто, когда рухнула мечта их жизни, им стало незачем жить. Место Королева занял благоразумный и лояльный Глушко.
В тяжелом положении оказалось КБ Кузнецова. Два подряд провала: Двигатель для ракеты Н1, двигатель для сверхзвукового Ту144, смерть одного высокого покровителя, приход на его место злопамятного Глушко, уход от дел Туполева. Первым звонком прозвучало постановление политбюро об уничтожении всех двигателей НК33, коллектив оказался на грани гибели. Спасая авторитет внутри КБ, Кузнецов тайком вывез двигатели на загородную испытательную базу, где они и пролежали 30 лет. В обмен на примирение с Глушко, пришлось отдать ему все наработки по НК33, так команда Глушко получила предельную для пары КК камеру сгорания. КБ Кузнецова из космической тематики выпало до постсоветских времен.
После сворачивания Лунной гонки, советский космос остался с двумя основными космическими носителями. Основной рабочей лошадкой оставалась модификация Р7 в разных вариантах, за счет отработанности, серии и дешёвых компонентов, достаточно экономичный носитель среднего класса. Для тяжелых задач был Челомеевский Протон. Так как СССР активно менял лодочные ракеты, обновлял ракеты шахтного базирования, производил ракеты ПВО на высококипящих компонентах, то производство Гептила для космической программы сглаживало неравномерность потребления гептила министерством обороны, так его цена тоже становилась для советской космонавтики приемлемой.
Однако время шло, и военные все активнее требовали от промышленности твердотопливных ракет. Развитие химии топливных смесей, облегчение систем управления и массы боеголовок компенсировало некоторое уменьшение тяговооружённости. Отказ МО от гептила приводил к его подорожанию. Повышение общей экологической культуры требовало отказа от работы с большими объёмами отравы. Вопрос с новым тяжелым носителем назрел. К этому моменту поручить эту работу можно было только КБ Глушко. Так началась история РН Энергия. Нас в этой истории интересует двигатель, для первой ступени нового носителя. Создавая двигатель, КБ пошло по проторенной еще на Р7 дороге. Многокамерный метод. Четыре камеры от НК33 на общем турбонасосном агрегате создали самый мощный двигатель на планете - РД170. Тяга двигателя составила почти 750 тонн. Применив поперечное расположение ступеней и криогенные двигатели второй ступени, был создан носитель в диапазоне забрасываемой массы от 35 до 200 тонн. Криогенная вторая ступень на паре Водород-Кислород и убила этот великолепный носитель. Стоило экономике России упасть в кризис развала СССР, как Энергия стала стране просто не по карману.
Параллельно с разработкой Энергии в СССР разрабатывалась ракета дублер легендарной Р7, которая постепенно устаревала, ее сложный, долгий и многолюдный старт начинал тяготить эксплуатантов. Кроме того для ракеты среднего класса Р7 слишком сложна и многодетальна. Глушко не забыл КБ Козлова в Самаре, занимающемуся Р7 и Союзами, конфликт при уничтожении задела по Н1 и «развод» с головным КБ. В результате, видимо мотивируя недозагруженностью КБ Янгеля жидкостными ракетами, он организовал передачу темы по ракете дублеру Р7 в Днепропетровск. Так на Украине оказалось производство ракеты носителя Зенит, потенциальной замены ракеты Р7. Двигателем первой ступени Зенита стал двигатель от бокового блока первой ступени ракеты Энергия. Впрочем, двигатель второй ступени тоже разрабатывался командой Глушко, но его производство было передано в Днепропетровск.
Наступил 1991 год, Советский Союз признал себя побежденным в холодной войне и распался на составные части. Так как поражение не было оформлено в виде акта капитуляции и ввода войск противника, на территорию побежденного, то разграбление и уничтожение по типу Германии 1945 было невозможно. Пришлось, для вящего спокойствия Западной цивилизации удалять зубы у Русского медведя аккуратно и под наркозом. А часть зубов оставить, убив корни так, чтоб они постепенно сгнили. Например, как это выглядело с перехватчиком ПВО МИГ31, самолетом, заточенным на борьбу с крылатыми ракетами, одним из аргументов Запада в борьбе с Российскими необъятными территориями. Мотивируя завод в Перми, где делали двигатели для МИГ31 уникальные трехмаховые Д30Ф6 выходом на мировой рынок при помощи технологий гражданского авиадвигателестроения, фирма Пратт и Уитни обменяла часть этих технологий на блокирующий пакет акций завода «Авиадвигатель». Войдя в правление завода «Брат Уитни», первым делом инициировал уничтожение производства двигателей Д30ф6. И таких примеров не сосчитать. (С мразью , сыном мрази Ген. Директора НПО им. Климова тех лет довелось общаться лично, всего за Миллион наличных баксов эта парочка молча наблюдала как останавливают завод и рвут производственные связи).
С космонавтикой поступили примерно так: Производство ракет Р7 не тронули, считали, что по мере устаревания этот носитель умрет сам, проиграв более новым носителям запада. Производство ракет Зенит ушло на Незалежну. Днепропетровские братья немедленно организовали с американцами СП, видимо выторговав себе авторские права на Зенит на 25 лет, ну и эксклюзивное право на двигатели РД170. СП это упрощенно можно назвать «Морской старт». Так Россия лишилась возможности использовать РД170. Ну и попутно оказались закрыты и блоки первой ступени от ракеты Энергия (это ведь упрощенные первые ступени Зенита). Учитывая огромный прогресс КБ Глушко в создании ТН для двигателей, им позволили выиграть тендер на разработку двигателя для американской ракеты. Судя по всему, этим тендером убили двух зайцев: получили для американского тяжелого носителя мощный двигатель без больших затрат, и заблокировали России применение РД180 (двухкамерного двигателя, половинки от РД170). Мотивировать это можно было тем, что двигатель создавался для Америки и на Американские деньги, следовательно, интеллектуальная собственность принадлежит заказчику. Результат: В сфере космических носителей, Россия осталась с устаревающим Союзом (Р7) и Протоном, производство гептила к коему оказалось в стране нерентабельным, в связи с сокращением объёма производства боевых ракет. Теперь запуски Протона оказались зависимы от закупок Гептила на стороне.
Параллельно, медленно, но верно, на незалежной убивали Южмаш - автора и производителя тяжелой «Сатаны», ракеты, боевые блоки которой невозможно перехватить никакой ПРО. СП Морской старт никто конечно места на рынке пусков не уступил. Эпизодические пуски только подтверждали эксклюзивные права незалежной на РД170 и авторские права на Зенит, первую ступень Энергии. Пришедшая к власти команда ВВП оказалась в ситуации, когда перспективные наработки СССР блокированы, а тяжелый носитель и тяжелая боевая ракета контролируются из-за рубежа. Именно тогда этой командой были приняты меры, которые привели к нынешнему положению.
В области тяжелого боевого носителя было принято решение о создании аналога Р9 на новых двигателях и на серийном заводе в Омске. Это был шаг отчаянья, последний шанс обреченных. Так как КБ Глушко поставляло двигатели в Америку, ему позволили сохранить кадры и финансирование. В результате дело Кузнецова все-таки довели до конца – турбонасос на одну предельную камеру на паре кислород керосин был создан. Родился двигатель РД190. Под маской Универсального Ракетного Модуля (УРМ) для космической системы Ангара была создана первая ступень ракеты аналога Р9. Вопрос с легким носителем для военных и тяжелой боевой ракетой был решен. Теперь чем закинуть подарки в США и чем вывести спутники разведки даже в случае тотальной войны (См. сценарий « Абрамсы в Химках» С. В. Анисимова) было. Ракету назвали Ангара. Комбинируя один УРМ, (универсальный ракетный модуль - первую ступень Ангары) три или пять на первой ступени получили возможность вывода средней или тяжелой полезной нагрузки в мирных целях. Но очевидно, что в среднем классе этот носитель не оптимален. Три или пять отдельных блоков несут ту же нагрузку, которую выводит одна первая ступень Зенита с одним двигателем.
Параллельно, для поддержания в работе спутниковой группировки, вероятно в убыток, работал тяжелый Протон. Возможно, отработанность, серийность и советский задел позволяли работать на пределе рентабельности. Эти пуски позволяли закупать необходимый оборонке гептил.
Воспользовавшись моментом, КБ Кузнецова вытащило из запасов двигатель НК33 и предложило его на внешнем рынке. Покупка этих двигателей американцами позволила КБ выжить, а производителю Союза (Р7) создать версию на новых двигателях, и возник задел по среднему носителю с приемлемой ценой. К сожалению, низкой надежности НК33 это не отменило. И здесь мы можем наблюдать подтверждение того факта, что двигателем РД180 распоряжаемся не мы, что бы его купить, американской фирме, потребовалось разрешение американского конгресса. Но авария Антареса четко показала – без доработки турбонасоса двигатель не применим. Возможно, что в процессе восстановления производства двигателя для Ту 160, Кузнецовская фирма изыщет средства на доработку турбонасоса, возможно, будет принято решение не заморачиваться из за сотни двигателей. Тогда постановление об уничтожении НК33 все-таки будет выполнено, но с отсрочкой на 50 лет. А везде, где его планировали использовать, будет использован аналогичный по классу тяги РД190.
История медленно продвигалась в наше время. Вопрос с легкими ракетами закрыло КБ теплотехники с его твердотопливными Тополями и Ярсами. Команда ВВП получила необходимую передышку, теперь одномоментная потеря компонентов ядерной триады не грозила. Однако необходимость в тяжелом носителе никуда не делась. Поэтому КБ Макеева на время освободили от тематики лодочных ракет и переориентировали на тяжелый шахтный носитель, замену Днепропетровской Сатане. Судя по всем признакам в открытых источниках, Макеевцы справились, и Сармат уже на выходе в серию. Теперь нужда в мобилизационном носителе Ангара отпала, военное значение ее усохло до запуска спутников. Но на этом участке работы ее применение проблематично. Причина проста – по мере замены Сатаны на Сармат, снимаемая с дежурства Сатана утилизируется конверсией в легкий космический носитель Днепр. Затем поддержание группировки Сарматов требует контрольных запусков, которые тоже можно совместить с функцией легкого космического носителя. Итак, легкая Ангара в обозримом будущем мало востребована.
Интереснее складывается судьба Протона и его якобы замены – тяжелой Ангары А5, здесь у Ангары замены не было, другого носителя тяжелого класса Россия не имела. Тяжелый и ядовитый Протон требовал замены, двигатели РД 170 заблокированы украинским Зенитом, двигатели РД180 американская интеллектуальная собственность. По всей вероятности, объемы закупаемого гептила имеют какую то минимальную, и отнюдь не маленькую величину. Ниже этой величины производство просто экономически бессмысленно. И здесь Ангара сыграла свою воистину звездную роль: старт с закрытого космодрома в Плесецке тяжелой Ангары А5 показал всем, что тяжелый носитель на замену Протону есть. Стартовая позиция есть и теперь запуск тяжелых спутников (пусть и в убыток), Россия может осуществлять и без закупок гептила, и, следовательно, без необходимости поддерживать Протон в убыток себе, вывозя на орбиту все подряд. Немедленно, запуски Протона под надуманным предлогом были прекращены, а законтрактованные объемы гептила выкуплены и как вы думаете, кто их потребитель? Думаю это одно производство в Уральском городе Миасс. Но интереснее другое…
Запуск Ангары А5 показал, что блокировка двигателя РД170 с помощью СП Морской старт и завода «Южмаш» уже не так актуальна, решить текущие задачи русские могут и без него. Это привело к тому, что даже видимость деятельности по Морскому старту заглохла, а блокирующая доля была выставлена на продажу. Подоспел и Украинский Майдан: пришедшим к власти бандерлогам стало не до «Южмаша». В результате Россия провела блестящую комбинацию: Морской старт был выкуплен частной Авиакомпанией С7. Теперь достаточно заказать «Южмашу» некое количество ракет Зенит, выполнить этот заказ «Южмаш» не в силах, так как поставлять ему двигатели без предоплаты в условиях «войны с Россией» глушковская фирма не будет, а С7 по той же причине аванс не внесет.
Оборотных средств у разоренного бандерлогами «Южмаша» нет! Невыполнение контракта с частным заказчиком лишит «Южмаш» эксклюзивных прав на двигатель РД170 и соответственно ракету Зенит. Все… У России развязаны руки. Немедленно ракета Зенит, под названиями Феникс, Сункар, Союз5 становится в планы Роскосмоса. Дальше план прост: Зенит (простите), Союз5 тяга на старте одного РД 170 равна тяге четырем РД 190 Ангары заменяет Ангару в коммерческих и Пилотируемых пусках. Большую часть нагрузки Протона он тоже тянет. А дальше самое смешное: пристыковав к первой ступени Союза5 боковые блоки от Энергии в количестве четырех штук, получаем сверхтяжелый носитель класса Сатурн 5 или Н1. В количестве шести штук – Энергию. Все, весь диапазон химических носителей перекрыт. От легкого до сверхтяжелого.
Вот такие перспективы:
1. Легкий носитель - Ангара, конверсионный Сармат. 2. Средний носитель - Р7 с двигателями РД170 или НК33М. Союз 5 (зенит). 3. Тяжелый носитель - Союз5 (зенит) с двумя боковыми блоками. 4. Сверхтяжелый носитель - Союз5 с четырьмя боковыми блоками. 5. Версия с шестью боковыми блоками – пилотируемые межпланетные полеты. Вывод на орбиту электроядерного буксира…
То есть, при использовании советского задела, с минимальными доработками, Россия в состоянии обеспечить весь диапазон космических носителей. Использование криогенного топлива – сжиженного метана даст еще более интересные перспективы.
В любом случае, деятельность Роскосмоса имеет в своей основе систему и план на десятилетия вперед. И элементы этого плана становятся видны спустя годы. Перспективы блестящие, отрыв от конкурентов – чудовищный. Дай бог не потерять.
Т.е. полчается, что вся эта канитель с авариями "протонов" и полной переборкой двигателей есть всего лишь операция прикрытия, чтобы отвлечь внимание от испытания и внедрения новых рает.
Роскосмос и S7 договорились о совместном строительстве орбитального космодрома _https://life.ru/t/новости/1063574/roskosmos_i_s7_doghovorilis_o_sovmiestnom_stroitielstvie_orbitalnogho_kosmodroma_
Группа компаний S7 и госкорпорация "Роскосмос" планируют вместе строить космодром на орбите Земли. Об этом сообщают "Известия".
Сообщается, что орбитальная станция будет предназначена для сборки и заправки космических аппаратов, отправки их на другие околоземные орбиты и для полётов к Луне и Марсу.
— Это своеобразный "постоялый двор", где можно отдохнуть, подремонтироваться и дозаправиться перед дальним путешествием, — рассказал научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
Отмечается, что соглашение Роскосмоса и S7 является новым этапом для российской космонавтики, который требует создания новых ракетно-космических систем.
Россия испытала плазменные двигатели _https://lenta.ru/news/2018/02/08/ppe/_
Новые российские плазменные двигатели СПД-140 для спутников прошли летные испытания, сообщил РИА Новости глава «ИСС имени Решетнева» Николай Тестоедов на Singapore Airshow 2018.
По его словам, данные силовые агрегаты апробировали около полутора месяцев назад. «Была получена летная квалификация и этого двигателя тоже, а не просто наземная. Летные испытания были проведены в составе европейского спутника», — сказал Тестоедов.
В последующих проектах, где требуется довыведение больших масс, чем может нести ракета, «ИСС Решетнева» планирует устанавливать на спутники дополнительные двигатели большей тяги, позволяющие быстрее выводить спутник в нужную позицию.
В частности, предполагается использовать двигатели не СПД-100, а СПД-140 с тягой около 56 граммов. В семь-восемь раз больше тяга, в семь-восемь раз меньше время на довыведение», — заявил Тестоедов.
Плазменный ракетный двигатель представляет собой разновидность электрического силового агрегата, в котором рабочее тело ускоряется, находясь в состоянии плазмы.
Рогозин: принято решение об открытии работ по модернизации ракеты-носителя "Ангара-А5" _http://tass.ru/kosmos/5004855_
Принято решение об открытии работ по модернизации ракеты-носителя "Ангара-А5", сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин по итогам посещения производственного объединения "Полет" - филиала АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева".
"Сегодня нами принято решение, чтобы немедленно открыть работы по модернизации "Ангары", облегчить ее, увеличить ее тяговооруженность и тем самым создать ракету в тяжелом классе, которая будет более чем конкурентоспособна даже по сравнению с тем, что делают наши американские коллеги", - сообщил он.
Рогозин добавил, что необходимо также открыть работы по метановому двигателю, по кислородно-водородному двигателю, использовать конструкторские решения, которые позволяют рассматривать кислородно-водородную ступень в качестве третьей ступени, что в свою очередь повысит грузоподъемность "Ангары" в тяжелом классе до 37 тонн.
«Энергомаш» первым в мире испытал детонационный жидкостный ракетный двигатель _https://sdelanounas.ru/blogs/82779/_
В опытно-конструкторском бюро «Энергомаш» успешно испытали детонационный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) на экологически чистом топливе."Специализированная лаборатория «Детонационные ЖРД», созданная в 2014 году на базе АО НПО «Энергомаш», провела первые в мире успешные испытания полноразмерного демонстратора детонационного жидкостного ракетного двигателя на топливной паре кислород-керосин", говорится релизе. Исследования проводились учеными вместе с коллегами из Новосибирского института гидродинамики им. М.А.Лаврентьева Сибирского отделения РАН и Московского авиационного института. В Фонде пояснили, что «детонационный двигатель отличается от обычного жидкостного ракетного двигателя тем, что реактивная струя создается не просто за счет горения топлива, а путем контролируемых взрывов, при этом ударная волна закручивается в камере сгорания двигателя». Россия является безусловным мировым лидером в разработке и производстве ракетных двигателей. Но сейчас классические жидкостные ракетные двигатели вплотную подошли к своему теоретическому пределу по удельным параметрам. Идея использовать детонационный режим горения, как наиболее термодинамически выгодный способ сжигания топлива, впервые предложен советскими учеными еще в середине прошлого века. Однако, практически реализовать этот режим удалось только сейчас. Заместитель генерального директора, главный конструктор НПО «Энергомаш» Владимир Чванов сказал: Значение успеха этих испытаний для опережающего развития отечественного двигателестроения трудно переоценить. За ракетными двигателями такого рода будущее".
Первые подробности российской лунной ракеты _https://aftershock.news/?q=comment/5294728#comment-5294728_
Весь комплекс - это не только сверхтяжёлая ракета-носитель, но ещё и множество других составляющих. Кроме того, что это производственные мощности и новая стартовая площадка, СТК - это 3 основных детали. Носитель, новый разгонный блок, созданный специально под него, и... межорбитальный буксир.
Основными задачами являются: вывод ПН (полезной нагрузки) не менее 80 т на НОО (низкую околоземную орбиту) и не менее 20 т на низкую полярную окололунную орбиту. Дополнительные задачи: разработка таких решений, при которых модифицированная версия ракеты-носителя будет выводить на НОО до 140 т, а на лунную орбиту - 27 т соответственно. А также выведение КА (космических аппаратов) и модулей космических станций (!!!) к Марсу, Юпитеру и другим перспективным для освоения небесным телам Солнечной системы.
Лётные испытания отдельных составных частей комплекса должны начаться в 2028-ом году. Место испытаний и дислокации комплекса - космодром "Восточный".
Одобрен эскизный проект ракеты-носителя «Союз-5» _https://aftershock.news/?q=comment/5310643#comment-5310643_
«Союз-5» представляет собой двухступенчатую ракету-носитель среднего класса с последовательным расположением ступеней. Её производство планируется на РКЦ «Прогресс» (г.Самара).
Предусмотренные проектом технические характеристики ракеты-носителя «Союз-5»: стартовая масса около 530 т, длина 61,87 м (с транспортным пилотируемым кораблем «Федерация» 65,9 м), диаметр 4,1 м, двигатель первой ступени – РД171МВ, двигатель второй ступени – РД0124МС. Компоненты топлива: окислитель – жидкий кислород, горючее – нафтил. Масса выводимой полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту с космодрома БАЙКОНУР около 18 т.
Российские ракетные двигатели: интервью гендиректора НПО Энергомаш _https://aftershock.news/?q=node/651058_
Москва. 1 июня. INTERFAX.RU - НПО Энергомаш (входит в ГК Роскосмос) – один из мировых лидеров ракетного двигателестроения. Предприятие производит двигатели для российских и иностранных ракет, а также занимается разработкой перспективных решений для дальнейшего освоения космоса. О том, когда будет создан отечественный ракетный двигатель на метане, зачем нужны двигатели на трехкомпонентном топливе и что нужно для того, чтобы достичь Марса, в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Илье Морозову рассказал генеральный директор НПО Энергомаш Игорь Арбузов
- Игорь Александрович, недавно стало известно, что воронежское "Конструкторское бюро химавтоматики" (КБХА) завершило разработку технического предложения и эскизного проекта опытного образца кислородно-метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн. В каких изделиях он может найти практическое применение? В чем его преимущества? Когда можно ожидать начала его серийного производства?
- Работы по созданию двигателя с использованием сжиженного природного газа ведутся довольно длительное время и в нашей стране, и в США, и в Европе, в частности во Франции. Это не случайно. Во-первых, все мы понимаем, что рынок ориентирован на создание максимально простых и надежных решений. Во-вторых, перед всеми стоит вопрос существенного удешевления двигательных установок.
В наибольшей степени этим требованиям сегодня отвечает метан, поскольку он имеет наиболее развитую сырьевую базу, а по энергетике превосходит керосин.
Кроме того, если говорить об отдалённой перспективе, то метан по результатам разного рода исследований, есть и на Луне, и на Марсе, поэтому существует возможность в будущем использовать и такие ресурсы.
Совместно с КБХА, мы провели значительный объем опытно-конструкторских работ по созданию опытного образца двигателя. На сегодняшний день это в большей степени научно – технический задел, поскольку пока нет средства выведения, на который мог бы быть установлен такой двигатель. По крайней мере, в той версии федеральной космической программы, которая есть сегодня.
Вместе с тем, сегодня есть понимание перспективности использования метанового двигателя на ракетах–носителях, выводящих 6 – 8 тонн полезных нагрузок на низкую околоземную орбиту. Мировой рынок после 2020 года оценивается примерно в 180 запусков такого рода полезных нагрузок ежегодно. Естественно, было бы неразумно не использовать наши возможности и не стать участниками этого рынка. Поэтому сейчас эта тема активно изучается, в том числе на фоне недавно обсуждавшегося в Правительстве РФ вопроса о более активном использовании сжиженного природного газа в наземных транспортных средствах.
Кроме того, на космодроме "Восточный" "Газпром" создает инфраструктуру по транспортировке, переработке и использованию сжиженного газа, в том числе в транспортных средствах космодрома. Создание универсального решения позволит в будущем более широко использовать там этот вид топлива.
- Кто главные конкуренты России в этом направлении?
- Наибольшая степень готовности сегодня у американской компании Blue Origin, она ведет активные работы по созданию двигателя BE-4, который должен заменить двигатель РД-180, поставляемый нами для американской компании ULA. Летные испытания BE-4 на создаваемой ракете-носителе (РН) Vulcan, судя по сообщениям прессы, планируется провести на рубеже 2020-2021 годов. В начале этого года они уже провели первые успешные испытания этого двигателя. Как будут дальше развиваться события, посмотрим.
Отмечу, что подобные работы ведутся, не только в Blue Origin, но и в других компаниях. Многие из них ориентированы на создание многоразового двигателя и метан - это наиболее универсальное средство, позволяющее с использованием меньших ресурсов и вложений, восстановить агрегат для повторного использования ступени. Газ практически не дает нагара, агрегаты не испытывают таких нагрузок, как при использовании других видов топлива, например, смеси кислорода с керосином или кислород-водородного топлива.
- Наш российский двигатель также разрабатывается с возможностью многоразового использования?
- Естественно. Это одна из основных целей. Хотя опыт применения многоразовых систем у нас есть, как вы помните. Я говорю о проекте "Энергия – Буран". Там был не метановый двигатель, но, тем не менее, примененный там РД-170 был сертифицирован на 10-кратное использование.
- О каких-то сроках можно говорить?
- Я думаю, до 2020 года мы должны создать двигатель в металле, провести испытания, еще раз подтвердить все его характеристики. А дальше вопрос к ракетчикам - они должны определить возможность применения этого двигателя для своих нужд.
- На каком этапе находится разработка кислородно-керосиновых РД, работающих по принципу непрерывной детонации? Технология позволяет повысить удельную мощность РД, где в будущем могут быть применены подобные установки?
- Были выполнены работы по созданию модельной камеры жидкостного детонационного ракетного двигателя. Мы доказали, что детонация возможна. Над проектом под патронажем Фонда перспективных исследований работала большая кооперация ведущих научных центров России. В их числе Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева, МАИ, "Центр Келдыша", Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Механико-математический факультет МГУ. Для дальнейших исследований нужны дополнительные инвестиции, в том числе за собственные средства, чтобы создать полноценный двигатель и подтвердить решения, которые в нем заложены. Говорить о создании реальной модели на конкретном средстве выведения пока преждевременно.
- В чьей компетенции подобного рода решения?
- В том числе и в нашей, как головного предприятия по разработке ракетных двигателей. Проведя работы по теме детонационного горения, мы создали научно-технический задел, который важен для получения научных знаний. Но чтобы создать двигатель, нужно понимать для каких целей он нужен и под какое средство выведения.
- Сколько времени уходит на создание нового двигателя?
- Средняя скорость создания опытного образца при сегодняшних технических возможностях – это 5-7 лет. Есть, конечно, рекорды, которые ставились в годы СССР, но тогда были другие условия и задачи.
И сейчас мы создаем научно-технический задел для будущих разработок. Очевидно, что, если мы затормозимся в развитии, перестанем идти чуть впереди наших основных заказчиков ракетчиков, сложностей будет гораздо больше. Достаточно сказать, что Валентин Петрович Глушко (основоположник советской школы жидкостного ракетного двигателестроения, основатель НПО Энергомаш – ИФ) при отработке двигателя использовал практически всю таблицу Менделеева в различных сочетаниях в поисках наиболее эффективных решений. Кислород-керосиновая или амил-гептиловая схемы родились не сами по себе, а были результатом серьезных исследований и большого труда. За нами шел весь остальной мир.
- Когда, по вашей оценке, можно ждать прорыва в развитии энергетики полетов в космос?
- В этом направлении речь может идти о глобальных открытиях, которые могут вообще поменять принципы движения, о других источниках энергии. Предсказать это сложно. Сегодня наши коллеги из США, например, более активно используют электроракетные двигатели на верхних ступенях ракет. Одним из перспективных решений считается создание сверхмощных электродвигателей, скажем, плазменных. В этом плане работы ведутся. И мы с Курчатовским институтом ведем консультации по этому вопросу, но это тема отдаленного будущего.
- В космическом двигателестроении существует градация поколений, аналогичная той, что, например, существует в авиации?
- Я бы не стал применять слово поколение к ракетным двигателям. Как вы знаете, в пилотируемых программах используются двигатели, разработанные на рубеже 50-60-х годов. Они являются рекордсменами в плане надежности. Конечно, идет активная работа по внедрению на них современных материалов, новых технологий, например, аддитивных, которые упрощают производство, сокращают его цикл. Но базово ракетные двигатели работают по принципу реактивного движения, заложенного еще специалистами ГИРДа в 30-х гг. 20 века в России. (Группа изучения реактивного движения, активное участие принимал С.П. Королев – ИФ).
Многие компании, создавая свои двигатели, идут по пути модернизации старых конструкций, максимально их упрощая, как с точки зрения самого механизма, так и с точки зрения производства. Это положительно сказывается и на качестве, и на надежности.
- Как вы оцениваете перспективы трёхкомпонентного ракетного двигателя?
- Трехкомпонентный двигатель создавался еще в советское время в конце 80-х годов, эту тему активно продвигал академик Валентин Петрович Глушко. Здесь можно вспомнить двигатель РД-701. Такие двигатели возможны к применению, когда требуются разные уровни тяги. Речь идет не о нынешних космических полетах, а о аэрокосмопланировании, о космолете, летающем в широком диапазоне тяг с глубоким дросселированием и возможностью определенного планирования. Поскольку сегодня такой потребности нет, эти работы находятся на том уровне, на котором были завершены.
- Какие зарубежные рынки вы считаете наиболее перспективными?
- Прежде всего, мы продолжаем сотрудничество с США, несмотря на сложный политический фон. Если говорить о перспективах, то сегодня ведется активная переговорная работа с нашими бразильскими коллегами, Аргентиной, Китаем, отчасти с Индией. Есть направления для сотрудничества с Южной Кореей. Но в основном, речь идет о странах, которые только начинают развивать свои космические программы, как Бразилия и Аргентина, и не имеют достаточного опыта в создании средств выведения и школы ракетного двигателестроения, поэтому они активно ищут партнеров.
Что касается Китая, там несколько иная ситуация. Это особенный рынок, в большей степени ориентированный на копирование существующих решений. Хотя с точки зрения стратегического взаимодействия Китай может рассматриваться как партнер в реализации совместного проекта по созданию ракеты, скажем, сверхтяжелого класса. В этом плане у нас есть что предложить, тот же двигатель РД-171 либо модернизированный двигатель с тягой до тысячи тонн.
- О каких-то закупках со стороны Китая речи сегодня не идет?
- Схема, которую мы реализуем с американскими компаниями, изготавливая двигатели здесь и отправляя их в США с Китаем не реализуема. С нашей точки зрения — один из возможных вариантов, что мы по их заказу разработаем новый двигатель и продадим им. Он тоже обсуждается с китайскими коллегами, но здесь важно наладить системное сотрудничество в рамках масштабных проектов, и дальше уже принимать решения.
- Но проект с США в любом случае не может продолжаться вечно...
- Американцев тоже можно понять, они на наших двигателях запускают спутники, в том числе и в интересах министерства обороны, и органов национальной безопасности. Естественно, что любое государство будет стремиться к независимому доступу к космосу. Мы это прекрасно понимаем, но вместе с тем осознаем, что наши двигатели по сочетанию надежности и качества не имеют конкурентов на американском рынке.
- Компания S7 занимается реанимацией проекта "Морской старт". Связывались ли их представители с НПО Энергомаш?
- Мы находимся в режиме консультаций. Сделка по покупке "Морского старта", закрыта, сейчас активно обсуждается, что можно запускать с этой платформы. В том числе обсуждаются и поставки двигателей РД-171, и последующее использование для запуска модернизированного варианта ракеты "Союз-5".
- Каких-то контактов по линии ракетного двигателестроения с Украиной сейчас нет?
- Нет ни контактов, ни обсуждений, и не думаю, что они возможны.
- На какой стадии находятся работы по РД-171МВ? Когда завершатся испытания, и он пойдет в серию?
- В феврале мы закончили эскизное проектирование и передали результаты заказчику. Сейчас находимся в активной фазе разработки модернизируемых элементов двигателя. Параллельно идет разработка технологических процессов.
Кроме того, одним из самых серьезных и масштабных направлений работы для нас является переход на "цифру" при проектировании этого двигателя, который должен закончиться в 2019 году.
Параллельно ведется работа по подготовке производства и разработке средств оснащения. Перед нами стоит задача в 2021 году поставить первый двигатель для летных испытаний. Объем выполненных работ позволяет сегодня говорить о том, что мы уложимся в поставленные перед нами сроки.
- Он сильно отличается от РД-171?
- Я бы не сказал, что речь идет о глубокой модернизации. Обновления касаются совершенствования двигателя с точки зрения его надежности и качества. На нем будут осуществляться пилотируемые полеты, кроме того в последующем предполагается его использование для ракеты сверхтяжелого класса, что требует усиления в двигателе целого ряда элементов. Полностью меняется система топливного регулирования, поскольку у нее будут несколько иные условия эксплуатации, меняются рулевые приводы. Это основные решения. Все остальное в большей мере заимствуется из предыдущей версии.
- Расскажите о создаваемом в России холдинге ракетного двигателестроения?
- В октябре 2016 года наблюдательным советом ОРКК и в феврале 2017 года правлением ГК "Роскосмос" утверждена программа стратегических преобразований предприятий ракетного двигателестроения. В соответствии с ней создана интегрированная структура, которая объединит ведущие двигателестроительные предприятия России. Всего, в её состав войдут семь предприятий с головной организацией НПО Энергомаш. Сегодня в НПО уже входят: АО "Конструкторское бюро химавтоматики" и ПАО "Протон — Пермские Моторы". В середине этого года к интегрированной структуре присоединится Конструкторское бюро химического машиностроения и Воронежский механический завод (сейчас завершается их выделение активов из ГКНПЦ имени М.В.Хруничева), а также ФГУП "НИИмаш" (Нижняя Салда) и воронежский АО "Турбонасос".
Если говорить о том, почему НПО Энергомаш станет головным предприятием, то этому есть несколько объяснений. Во-первых, НПО Энергомаш – наиболее финансово устойчивое предприятие. Кроме того, это установление некой исторической справедливости, потому что именно в этих стенах начиналось все отечественное ракетное двигателестроение, формировались его история и традиции. Набсовет ГК Роскосмос утвердил это решение в апреле 2018 года.
- Что дает государству создание такой структуры?
- Прежде всего, это объединение и перераспределение ресурсов. Общеизвестная проблема в отрасли – переразмеренность предприятий, значительное количество избыточных мощностей, которые используются неэффективно. Это требует серьезной работы по оптимизации, выстраиванию совершенно новой внутренней кооперации, потому что каждое предприятие создавалось по принципу замкнутого контура. Литейные, штамповочные, кузнечные, инструментальные цеха этих предприятий загружены максимум на 50 процентов. Речь идет о том, что нужно создавать центры компетенции, ликвидировать избыточные мощности и идти по пути создания более дешевого производства с минимизацией накладных расходов, иначе мы будем просто неконкурентоспособны.
- Основная задача холдинга – развивать конкурентоспособность с мировыми компаниями по стоимости продукции, объему затрат и скорости создания конструкций.
- Вторая задача – объединение конструкторских ресурсов. Есть дисбаланс. Если брать НПО Энергомаш, то основной заработок предприятия – это экспортные поставки, на НИОКРах мы зарабатываем немного. А в КБХА и КБХМ этот баланс составляет примерно 50 на 50. Сейчас создается единая платформа, позволяющая конструкторам из разных городов объединять усилия и реализовывать совместные проекты, не находясь рядом. Но здесь важно подчеркнуть, что несмотря на то, что конструкторы будут решать общие задачи, конструкторские школы, созданные В.П.Глушко (НПО Энергомаш), С.А. Косбергом (КБХА) А.М.Исаевым (КБХМ) будут сохранены автономно. Это достояние ракетного двигателестроения, которое необходимо хранить и поддерживать.
- Государство оказывает помощь по проектам модернизации предприятий?
- Есть целый ряд проектов, заложенных в ФКП. Сегодня остро стоит вопрос по использованию заработанных за счет экспорта средств. Пока эта возможность у нас есть, и мы находимся в благоприятном периоде, нужно использовать эти ресурсы для развития.
- Сейчас много говорят о полетах на Марс. НПО Энергомаш работает в этом направлении?
- Мы изучаем все возможные варианты. К тому же ракета сверхтяжелого класса кроме задач, по освоению Луны, рассматривается, в том числе и для полетов к дальним планетам.
МОСКВА, 17 июля. /ТАСС/. Госкорпорация "Роскосмос" и Ракетно-космическая корпорация "Энергия" подписали контракт на создание ракеты-носителя среднего класса "Союз-5". Об этом сообщил во вторник журналистам и.о. первого заместителя гендиректора Роскосмоса Николай Севастьянов.
"Сегодня подписан контракт на создание ракеты "Союз-5" в рамках ОКР "Феникс", который включен в Федеральную космическую программу и данная ракета планируется создаваться на известном советском двигателе РД-171. Эта ракета будет двухступенчатая, и стартовать она будет с Байконура в рамках совместного проекта с казахстанской стороной ("Байтерек" - прим. ТАСС) с существующей стартовой площадки для ракет "Зенит", - сказал Севастьянов, добавив, что планируется выводить с помощью нее на орбиту до 17 тонн полезной нагрузки.
Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что двигатель первой ступени РД-171 модернизируют, после чего он будет обладать новыми уникальными характеристиками.
"После того, как эта ракета покажет свои преимущества, в том числе коммерческие, она будет сражаться на рынке с ведущими производителями ракет-носителей. Мы изначально закладываем возможность ее глубокой коммерциализации и отвоевывание рынка пусковых услуг", - отметил Рогозин.
По его словам, после этого задел, который создан для "Союза-5", будет максимально использован для создания универсального ракетного модуля для ракеты-носителя сверхтяжелого класса, стартовый стол для которой будет строиться на космодроме Восточный.
Ракета "Союз-5" будет строиться в самарском ракетном центре "Прогресс", где сейчас идет закупка необходимого оборудования, уточнил гендиректор Роскосмоса.
Планы по запускам Он также сообщил, что с Байконура на новой ракете планируется выводить только гражданские аппараты на орбиту. "Когда перейдем на Восточный, там у нас нет ограничений по полезным нагрузкам", - сказал Рогозин.
Глава госкорпорации уточнил, что сроки первого запуска "Союза-5" будут понятны, когда кооперация предприятий представит свои предложения. "Пока у нас есть сроки, которые обсуждались ранее, это конец 2022 года", - добавил он.
/ТАСС/. Серийное производство ракет-носителей "Ангара" начнется на омском ПО "Полет" с 2023 года. Туда переедет все производство, в Москве на территории Центра Хруничева останется только конструкторское бюро, сообщил во вторник журналистам гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
Мы закрываем программу и весь бизнес, связанный с "Протоном", потому что с 2025 года она летать с Байконура уже не сможет ввиду тех ограничений, которые были введены по использованию ракет с таким топливом (гептилом - прим. ТАСС)", - сказал Рогозин.
"Мы исходим из того, что мы выходим на серийное производство ракет "Ангара на омской производственной площадке к 2022-2023 годам.
Президент РФ Владимир Путин 7 июня в ходе "Прямой линии" сообщил об уникальной российской космической программе "Сфера", для которой в ближайшие годы планируется запустить 600 спутников. Глава государства отметил, что "Сфера" сможет заменить кабельную связь, а по качеству и охвату территорий будет не хуже, но при этом дешевле и доступнее.
Какие спутники войдут в состав системы и как они будут запускаться, какие прорывные технологии будут использоваться в программе, рассказал исполняющий обязанности первого заместителя генерального директора госкорпорации "Роскосмос" Николай Севастьянов.
– Какие спутники будут входить в состав системы "Сфера"?
– Роскосмос развивает глобальные спутниковые группировки. В настоящее время функционирует и развивается навигационная система ГЛОНАСС, которая активно используется для решения навигационных задач. Следующий шаг – это создание глобальной группировки спутников "Сфера", которая будет обеспечивать подвижную связь и оптическое наблюдение в масштабе реального времени в любой точке Земли. Чтобы эффективно решать эти задачи, должно использоваться большее количество малых спутников на низких орбитах.
Важно, что для создания системы "Сфера" будет внедряться технология массового производства малых спутников, основанных на принципах серийного производства, сокращающих удельные издержки. Технология многоспутниковости позволит повысить надежность системы "Сфера" в целом.
– На какой ракете планируется выводить такое количество спутников — 600 аппаратов?
– Спутники планируется запускать кластерами на тяжелой ракете "Ангара-5", которая уже разработана. Для ракеты-носителя "Ангара-5" уже построен стартовый комплекс на космодроме Плесецк, успешно прошел первый запуск. В этом году начинается строительство второго стартового комплекса тяжелой ракеты "Ангара-5" на космодроме "Восточный". Ракета "Ангара-5" идет на замену тяжелой ракеты "Протон-М" и обеспечит России гарантированный доступ в космос с российской территории любых существующих в настоящее время полезных нагрузок на разные орбиты, в интересах как государственных, так и частных заказчиков.
– Какие-то передовые технологии будут использованы при создании системы "Сфера"?
– При создании системы "Сфера" будут использованы передовые разработки в области цифровых технологий, включая суперкомпьютерные многопроцессорные системы, цифровые геоинформационные технологии и самообучающиеся нейросети (способность нейросетей самообучаться является одним из примеров искусственного интеллекта – Прим. ТАСС).
– Что система "Сфера" даст обычным пользователям?
– "Сфера" является логичным развитием идеологии многоспутниковых систем, уже реализованной в системе ГЛОНАСС, для решения задач глобальной навигации. Система "Сфера" позволит обеспечить потребителей услугами подвижной связи и наблюдения в любой точке Земли, что будет способствовать дальнейшей информатизации общества. Специалисты одного из предприятий Роскосмоса – АО "Российские космические системы" – ранее презентовали свои предложения по одной из подсистем "Сферы" под названием "Эфир", которая предназначена для организации подвижной связи и интернета вещей.
Дан старт работе монтажно-испытательного корпуса компании «Информационные спутниковые системы» _https://aftershock.news/?q=node/681028#new_
Монтажно-испытательный корпус состоит из двух цехов, возведение которых проходит поэтапно.
Основная задача — создать в одном здании замкнутый цикл изготовления и испытания космических аппаратов, создаваемых для нужд Минобороны России. Как было отмечено при открытии нового корпуса это производство будет включено в работы по созданию спутниковой группировки «Сфера», включающей 640 космических аппаратов.
Рабочие помещения второго цеха МИК будут предназначены для проведения различных испытаний как собранного космического аппарата, так и отдельных его узлов и агрегатов. Строительство второго цеха МИК завершится в 2020 году.
Компания «Информационные спутниковые системы» — одна из ведущих в российской космической отрасли, находится в ведении ГК «Роскосмос».
Это базовое предприятие по созданию спутников связи и системы ГЛОНАСС.
Решетнёвская фирма владеет технологиями полного цикла производства космических комплексов от проектирования до управления космическими аппаратами на всех орбитах — от низких круговых до геостационарных.
Предприятие принимало участие в более 30-ти космических программах в областях связи, ретрансляции, телевидения, навигации, геодезии и научных исследований. За 59 лет специалисты компании создали более 1 300 космических аппаратов, ввели в эксплуатацию свыше 40 космических систем и комплексов. В настоящее время 2/3 орбитальной группировки России — это спутники, разработанные и выпущенные АО «ИСС».
В ходе визита Дмитрий Рогозин и Александр Усс осмотрели помещения первого цеха МИК. Они посетили расположенную в нем самую крупную за Уралом безэховую камеру, которая имитирует космическое пространство, цеха, где проводится сборка и настройка элементов космических аппаратов, административные помещения. Рабочие помещения второго цеха МИК будут предназначены для проведения различных испытаний как собранного космического аппарата, так и отдельных его узлов и агрегатов. Строительство второго цеха МИК завершится в 2020 году.
Дмитрий Рогозин высоко оценил производственные мощности «ИСС» и отметил, что госкорпорация «Роскосмос» возлагает большие надежды на Решетнёвскую фирму. «Президентом страны поставлена задача — создать спутниковую группировку „Сфера“, включающую 640 космических аппаратов. Для этого необходимо иметь помещения высокого класса чистоты с особой системой внутренней логистики. Здесь я убедился в том, что мы можем создать именно такое производство. Сегодня перед компанией „ИСС“ стоит множество сложных задач, и мы возлагаем большие надежды на это производство. Его ещё предстоит оснастить современным оборудованием и насытить высококлассными специалистами. Именно кадровому вопросу важно уделить особое внимание. Уверен, что привлечение молодых талантливых специалистов на предприятия Роскосмоса позволит преодолеть все трудности и вернуть нам лидерство в космосе», — отметил Дмитрий Рогозин.