Создание этой ветки продиктовано велением времени и тем, что скапливается много интересного материала, как, например, здесь и в этом блоге. А уж история с упавшими спутниками и Фобос-Грунтом как в этой теме стала интернет-притчей во языцах.
Пишем все на темы "Российский космос", "Русский космос", "Проблемы российского космоса". В общем, "узелок завяжется, узелок развяжется". И помним, что, какие бы проблемы не были у России, есть объективный закон исторического материализма: "Если русские когда-то куда-то пришли, а потом вынуждены были оттуда свалить, то они туда обязательно возвращаются".
Сообщение отредактировал Cost - Вторник, 02.10.2012, 10:06
Космонавты прикрутили антенну к МКС куском проволоки _http://www.vesti.ru/doc.html?id=1703750_
Космонавты Александр Скворцов и Олег Артемьев, вышедшие в открытое пространство, установили на МКС антенну для связи с Землей через спутниковую систему "Луч". Как сообщили "Интерфаксу" в Центре управления полетами, монтаж не обошелся без сложностей. В процессе установки антенны космонавты не сумели правильно зафиксировать один из крепежных замков, но не растерялись и воспользовались куском проволоки, которым прикрутили замок на место. Откуда взялась проволока в открытом космосе, ЦУП не сообщил. Ввод новой антенны в эксплуатацию позволит в дальнейшем отказаться от американских каналов связи, по которым сегодня российский сегмент МКС связывается с ЦУПом во время полета вне зоны прямой радиовидимости. Орбитальная группировка системы "Луч" предназначена для обеспечения обмена информацией в реальном масштабе времени между наземными станциями и низкоорбитальными космическими аппаратами, ракетами-носителями, разгонными блоками, а также российским сегментом МКС.
Бывший глава Роскосмоса Владимир Поповкин скончался на 58-м году жизни, сообщили РБК в Федеральном космическом агентстве. Поповкин возглавлял Роскосмос до октября 2013 года.
О причинах смерти пока не сообщается. Предположительно бывший глава федерального агентства скончался в результате продолжительной болезни.
Поповкин возглавлял Роскосмос с конца апреля 2011 по октябрь 2013г. Ранее он занимал посты заместителя и первого заместителя министра обороны РФ.
Эх, не хотелось писать, чтоб не сглазить, но теперь уже придется. Вопрос только за кого было болеть в эти две недели важнее: за сборную России по футболу или за "Ангару". Результат, вот правда, одинаковый.
Почему "Ангара" опять не взлетела
27 июня должно было стать «светлым днем» российской космонавтики. В этот день с космодрома Плесецк должна была наконец-то подняться в воздух новая ракета-носитель «Ангара», которой многие чиновники предрекали судьбу главной «звезды» отечественной ракетно-космической индустрии.
Однако, триумфа не получилось. Автоматика отключила все системы обеспечения ракеты-носителя (РН) за три минуты до ее старта. Очевидно, что специалисты либо не нашли в короткое время точную причину сбоя, либо пришли к выводу о невозможности его устранения непосредственно на стартовом столе, поскольку старт РН «Ангара» на следующий, резервный день – 28 июня, тоже не состоялся. Новая дата пуска этой ракеты будет объявлена дополнительно. «Ракета-носитель будет снята со стартового комплекса, перевезена на техническую позицию, где будет проведен всесторонний анализ. После устранения замечаний новая дата пуска будет объявлена дополнительно» - сообщили РИА Новости в ГКНПЦ им Хруничева, который является головным разработчиком и производителем ракеты-носителя «Ангара».
Скандальная ракета
Ситуация с РН «Ангара» в какой-то степени отражает все то, что творилось в российской космонавтике последние 20 лет. Когда с распадом СССР единственный союзный космодром, с которого можно было эффективно запускать тяжелые ракеты типа «Протон», остался в Казахстане, руководство страны и отрасли сразу же озаботились созданием в России новой ракеты тяжелого класса, которая могла бы эффективно выводить полезные нагрузки с российских космодромов и, прежде всего, с северного Плесецка. И уже в 1994 году состоялся конкурс среди ведущих российских разработчиков ракет-носителей, который выиграл создатель «Протонов», «Рокотов», разгонных блоков типа «Бриз» государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева (ГКНПЦ им Хруничева). «Хруничевцы» предложили проект РН «Ангара» полезной нагрузкой 24,5 тонны, первая ступень которой работала бы не на ядовитом гептиле, как «Протон», а на керосине с окислителем в виде жидкого кислорода. Однако, несколько лет спустя топ-менеджменту ГКНПЦ удалось убедить руководство «Росавиакосмоса» (так тогда называлось это ведомство) и Министерства обороны резко изменить концепцию «Ангары» и вместо одной тяжелой РН создать целое семейство ракет-носителей с массой полезной нагрузке от 1,5 до 35 тонн, которое бы, фактически, заняло все ниши космических запусков. И это волевое решение руководства «Росавиакосмоса» породило большой скандал в среде ракетостроителей России, поскольку решение сделать «Ангару» новой базовой ракетой России принималось без проведения конкурса и заседания Научно-технического совета отрасли (на котором этот проект был бы наверняка «зарублен»), а такие не менее значимые чем ГКНПЦ им Хруничева ракетные корпорации как РКК «Энергия» и ГГРЦ им Макеева, были исключены из числа соисполнителей проекта «Ангара». Не лучшие отношения у «хруничевцев» после этого стали складываться и с основным российским разработчиком и производителем ракет-носителей среднего класса «Союз» - самарским государственным космическим центром «ЦСКБ-Прогресс». Однако, новая ракета-носитель «Ангара», за разработку и изготовление которой «хруничевцы» взялись 20 лет назад, не поднялась в воздух ни в 2005 году, как первоначально предполагало российское правительство, ни в 2007 году, ни в 2010. Более того. В 2010 году «Роскосмос», фактически, аннулировал результаты конкурса на разработку новой отечественной РН тяжелого класса от 1994 года, объявив новый конкурс, который выиграл «триумвират» в составе РКК «Энергия» и ГРЦ им Макеева во главе с «ЦСКБ-Прогресс». Эти ракетостроители обязались уже в 2015 году начать летно-конструкторские испытания РН «Рус-М» полезной нагрузкой 23,5 тонн ( с перспективой увеличения до 100 тонн) , а в 2018 году выполнить этой ракетой первый грузовой рейс с нового российского космодрома «Восточный». Однако, с приходом к руководству Федеральным космическим агентством в 2011 года Владимира Поповкина (ныне покойного) ситуация с «Ангарой» вновь изменилась. Осенью 2011 года Поповкин, фактически, единолично убедил Совет безопасности России остановить работы по «Руси-М», и вновь вывел в приоритеты российской ракетно-космической отрасли работы по созданию комплекса «Ангара». Нынешний руководитель «Роскосмоса» Олег Остапенко, очевидно, также решил довести этот проект 20-летней давности, на который, как однажды сказал Владимир Поповкин, за это время было потрачено более 160 млрд руб, до какого-то логического конца. Поэтому в июне этого года легчайшая версия «Ангары» - «Ангара 1.2» полезной нагрузкой 1,5 тонн была наконец-то установлена на стартовый стол космодрома Плесецк. Если бы она взлетела, то это стало бы десятой попыткой ГКНПЦ им Хруничева поднять ее в воздух, начиная с 2005 года. Однако, и этот старт «Ангары» был отложен на неопределенное время.
Было бы крайне соблазнительно списать пока «нелетную» «Ангару» на ошибки конструкторов. Конструкция этого ракетного комплекса, действительно не очень типична для советско-российского ракетостроителя. В его основе – универсальный ракетный модуль, (УРМ) оснащенный кислородно-керосиновыми двигателями. В зависимости от требуемой грузоподъемности, ракету-носитель оснащают одним, двумя или, как в случае с «Ангарой-7» - семью УРМ-1. Однако, двигатель первой ступени – «энергомашевский» РД-191, вполне отработан и уже трижды успешно поднимал в воздух южнокорейскую РН Наро-1. Очевидно, причины «нелетности» новой, если так можно назвать эту двадцатилетнюю РН, российской ракеты нужно все же искать внутри управленческой и административной деятельности ГКНПЦ им Хруничева.
Уже 20 лет ведутся работы над новой ракетой "Ангара", которая по мощности намного превосходит "Протон" и летает на безопасном водород-кислородном топливе. Разработка поручена КБ имени Хруничева, где работала дочь первого президента России Татьяна Ельцина. Первый срок – 2005 год, и несусветное отставание от графика позволяет назвать "Ангару" рекордсменом мира среди всех машин мира по части долгостроя. Характерным отличием эпох является то, что Челомей создал "Протон" за три года, а когда полетит "Ангара", не знает даже Путин. _http://www.rosbalt.ru/main/2014/06/30/1286140.html_
Вот из-за чего все беды, как России, так и российского космоса. Дьявольская семейка.
Названы причины отмены старта «Ангары» _http://novosti-ru.ru/science/13804-pozor-rossii-zaklyuchalsya-v-klapane-nazvanyi-prichinyi-otmenyi-starta-angaryi.html_
Специалисты, вслед за автоматикой, обнаружили недостаточную герметичность дренажа клапана наддува магистрали окислителя. Если бы это был не космический аппарат, а какая-нибудь «Лада-Калина», в неполадках не было бы ничего удивительного, да и исправить их можно было бы, подкрутив, где следует, ключом или отвёрткой.
С гордостью российской космической промышленности, к сожалению, всё обстоит гораздо сложнее. Не взлетевшую в пятницу, 27 июня, «Ангару» теперь вовсе сняли ракету со стартового комплекса и транспортировали на техническую позицию, дабы устранить кажущуюся незначительной недоделку. Для этого с неё придётся слить десятки тонн топлива.
НИКИЭТ испытал систему управления реактором ЯЭДУ _http://www.mngz.ru/economy/580638-nikiet-ispytal-sistemu-upravleniya-reaktorom-yaedu.html_
НИКИЭТ завершил испытания системы управления реактором ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса для космического использования.
Генеральный конструктор ОАО "НИКИЭТ" Юрий Драгуноврассказал: "В части реакторной установки, в части объема работ Госкорпорации "Росатом" все идет по плану, в соответствии с дорожной картой". По его словам, техническая документация проекта разработана и "сейчас идет очень большой объем испытаний".
В рамках проекта "Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса" НИКИЭТ выступает главным конструктором реакторной установки, РКК "Энергия" - разработчиком транспортно-энергетического модуля, Исследовательский центр им. М. В. Келдыша - научным руководителем проекта и разработчиком ЯЭДУ.
Тестовый запуск новейшей ракеты "Ангара" на прошлой неделе переносился несколько раз и в итоге был отложен на неопределенный срок. "Ангара", которая должна стать основной российской ракетой-носителем, сочетает в себе все плюсы и минусы постсоветской космической отрасли.
Плюсы – мы еще умеем делать сложную космическую технику (правда, в основном ракеты). Минусы – несоблюдение сроков (например, разработка "Ангары", если считать от определения победителя конкурса проектов, уже заняла почти 20 лет), неэффективность и завышенные затраты. Ракета получилась очень дорогой, и цена может отрицательно сказаться на ее перспективах, если конкурентам – миллиардеру Элону Маску и китайцам – удастся добиться более низкой себестоимости вывода полезной нагрузки в космос.
Коммерческий рынок доставки грузов в космос – единственный сегмент космической отрасли, где Россия сохраняет лидерство: около 40% российских ракет летают только с иностранной полезной нагрузкой – спутниками или астронавтами. Причем в масштабах всей экономики космоса этот сегмент небольшой – менее 1% (около $2 млрд). А теперь с приходом новых конкурентов есть большая вероятность, что мы потеряем и этот рынок.
Уже в ближайшие годы в космической гонке нас окончательно потеснит Китай. Количество действующих спутников на орбите у наших стран уже сравнялось: за последние три года китайцы довели их число до 117 единиц (+72%), тогда как Россия – до 118 (+20%). В конце 2013г. Китай запустил луноход, а к 2020г. планирует высадить человека на Луну и построить собственную орбитальную станцию. Китайцы уже догнали США по количеству ракетных запусков, а по темпам развития отрасли вышли на первое место.
При этом расходы России на космос за последние 10 лет выросли в 14 раз и в 2013г. составили около $10 млрд (14% мировых госрасходов). Однако если по затратам мы одни из лидеров, то по уровню космических доходов наша страна находится на периферии. По оценке РБК, на Россию приходится не более 1,6% мировой выручки коммерческого космоса, который, по данным авторов доклада Space Report 2014 , достиг в предыдущем году $240 млрд.
Космические челноки
С 1957 по 1991гг. было совершено примерно 3,68 тыс. орбитальных пусков ракет, из них 2,45 тыс. пусков пришлось на СССР. Именно благодаря заделу СССР в запусках космических ракет Россия пока еще удерживает 1-е место по числу орбитальных пусков. Из 82 космических стартов в 2013г. на Россию пришелся 31 запуск, на международный проект "Морской старт" – еще 1 пуск. В общей сложности это составляет 39% мировых запусков.
Лидерство России во многом обеспечено коммерческими запусками. По данным Федерального управления гражданской авиации США , в 2013г. было осуществлено 23 коммерческих запуска, которые принесли выручку в $1,9 млрд. 12 из таких пусков пришлись на Россию, которая заработала $759 млн.
До сих пор основным конкурентным преимуществом России являлась более низкая стоимость вывода полезной нагрузки в космос. По оценке РБК, средневзвешенная по количеству запусков последних пяти лет рыночная стоимость доставки максимальной полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) с помощью российских ракет составила $6,3-8,9 тыс./кг. У США этот показатель - $12,5-18,8 тыс./кг, у Европы - $11,0-13,6 тыс./кг. У Китая стоимости доставки грузов на НОО приближается к российскому уровню и составляет $8,1-10,8 тыс./кг. Рыночная стоимость доставки грузов на геопереходную орбиту (ГПО) уже меньше отличается между странами и составляет примерно $21-27 тыс./кг у России и $21-32 тыс./кг у США.
Как мы считали стоимость доставки полезной нагрузки на орбиту
На основании данных открытых источников Space Foundation, Federal Aviation Administration, Encyclopedia Astronautica, Федерального реестра государственных контрактов и др. определялась минимальная и максимальная оценка стоимости запуска всех действующих ракет-носителей различных стран. В зависимости от даты оценки или даты запуска учитывалась инфляция доллара, то есть стоимость запуска переводилась в цены 2014г. Стоимость доставки 1 кг полезной нагрузки рассчитывалась как средневзвешенная по количеству запущенных в 2009-2013гг. ракет-носителей страны-производителя: сумма умножений min и max относительной стоимости запуска в $тыс./кг на количество запусков данной ракеты-носителя, соотнесенная с количеством запусков.
Уже в ближайшие годы лидерство России как космического перевозчика будет оспорено, поскольку США, ЕС и Китай разрабатывают новые ракеты и космические корабли, в том числе для доставки пилотов и грузов на МКС. Так, после начала эксплуатации челноков Dragon американской компании SpaceX (основатель – миллиардер Элон Маск, в числе проектов которого Tesla Motors и PayPal) спрос на российские транспортные корабли "Прогресс" упал на треть, отмечал глава РКК "Энергия" Виталий Лопота. В разработке SpaceX находится тяжелая ракета Falcon Heavy, способная доставить на НОО до 53 т грузов всего за $1,5-2,5 тыс./кг. Китай также разрабатывает относительно недорогие тяжелые ракеты Long March 5/7, а уже к 2020г. планирует довести свою долю в коммерческих пусках до 15% (в 2013г. китайцы не осуществили ни одного коммерческого запуска).
Через три года Россия может лишиться и еще одного источника заработка – отправки американских астронавтов на МКС. В 2013г. Россия заработала на этом $335 млн. На 2014 – первую половину 2016г. NASA подписала контракт с Роскосмосом на отправку 12 астронавтов за $753 млн. Но с середины 2017г. NASA планирует отказаться от российских услуг по доставке пилотов на МКС и использовать для этих целей свой пилотируемый корабль : агентство финансирует разработку сразу трех проектов компаний SpaceX, Boeing и Sierra Nevada.
Гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игорь Комаров видит главную угрозу для российской космической промышленности в США, а не в Китае. "Особенность Китая в том, что его космические программы носят существенно автономный характер, основаны на принципе полного самообеспечения", - полагает Комаров. Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского (РАКЦ) Юрий Караш в свою очередь считает, что Китай в скором времени может не только обогнать Россию по количеству запусков и потеснить на рынке коммерческой доставки грузов, но и занять место России в качестве второй космической державы. В 2011г. и 2012г. Китай уже опережал по количеству ракетных пусков не только Европу, но и США.
Чем ответит Россия? Ракета-носитель "Ангара", чей первый тестовый запуск был запланирован еще в 2005г., уже привлекла внимание аудиторов Счетной палаты. Согласно заключению ведомства, средства, вложенные в проект за два десятилетия ("беспрецедентный в мировой практике срок"), многократно подняли цену этого, пока еще не готового носителя. Точная стоимость ракеты пока не раскрывается, и в ГКНПЦ имени Хруничева не ответили на запрос РБК. Однако, судя по цене двигателей для первой ступени, разгонного блока, комплекса пусковых услуг, стоимость "Ангары-5" (тяжелая версия ракеты-носителя), способной доставить до 24,5 т на НОО, может составить минимум $100 млн (или $4,1 тыс./кг). Это превышает не только себестоимость доставки грузов на Falcon Heavy ($1,5-2,5 тыс./кг), но и ракетой "Протон-М" ($3,3 тыс./кг).
Оптимизма не прибавляет и рост аварийности полетов. За последние 3,5 года неудачными оказались 7% российских пусков, тогда как в 2000-е гг. доля неудачных пусков не превышала 4%. Если у России восходящий тренд аварийности полетов, то у Китая - ярко выраженный нисходящий. Аварийность китайских ракет семейства Long March за последние 10 лет составила 1,8%, причем у Long March 3 не было серьезных происшествий. Безаварийно летали и европейские ракеты Ariane-V, американские Atlas-V, японские H-II, индийские PSLV. Правда, у России тоже есть безаварийные ракеты – Союз-ФГ – именно они специализируются на доставке космонавтов на МКС.
"Ухудшение очевидно. Настораживает то, что связаны все эти аварии с качеством контроля процессов на производстве, с его организацией, с подготовкой персонала. Это системные вещи. Нет такого, что поставили контролеров, ввели военную приемку — и все чудесным образом решилось раз и навсегда. Дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы", - отмечал руководитель ОРКК Игорь Комаров в интервью "Коммерсанту".
Как следует из данных некоммерческой организации Union of Concerned Scientists (UCS), по состоянию на 1 февраля 2014г. на орбите находилось 1167 действующих космических аппаратов. Большая часть из них (488) принадлежит США, при этом подавляющая часть американских спутников отвечает за коммерческую связь.
Группировка российских спутников в четыре раза меньше, чем у США – 118 штук. В основном это спутники ГЛОНАСС, а также военные спутники навигации и связи. И если от США мы давно безнадежно отстали, то теперь нас почти догнал Китай. У России за 12 лет число спутников на орбите почти не изменилось (111 штук в 2002г.), в то время как китайцы увеличили свою группировку в семь раз - до 117 штук. Причем Китай существенно опережает Россию по количеству невоенных спутников, предназначенных для исследования Земли, метеорологии, изучения космоса и развития собственных технологий. И Пекин не собирается на этом останавливаться: по оценке Euroconsult, за период 2013-2016гг. китайцы запустят больше всех собственных спутников – 100 штук.
Китайцы опережают Россию не только по количественным характеристикам, но и уже по качественным. По информации UCS, средние ожидаемые сроки эксплуатации российских спутников составляют 6,3 года, тогда как у Китая – 7,4 года (для сравнения у США и Европы – 9,9 и 10,2 года соответственно). Пятая часть российских спутников на орбите – 24 штуки – превысили свой срок службы и морально устарели. Правда, возраст спутников не всегда критичен. Возьмем для примера группировку спутников ГЛОНАСС. По данным информационно-аналитического центра ФГУП ЦНИИмаш (головной институт Роскосмоса), на 24 июня 2014г. она составляла 30 единиц. Пять из них были запущены в 2004-2006гг., то есть уже исчерпали свой гарантированный срок эксплуатации в семь лет. Еще пять спутников этого типа исчерпают срок службы в этом году. Создает ли это угрозу для ГЛОНАСС? И да, и нет. Конечно, продленный срок службы – это всегда определенный риск, но в группировке GPS, к примеру, числятся спутники, находящиеся по 20 и более лет на орбите (при гарантированном сроке эксплуатации в 7,5 года).
Еще одна и куда более важная проблема – утрата технологий создания спутников, в результате чего при производстве аппаратов приходится использовать импортные комплектующие. "Доля иностранных деталей в спутниках связи составляет более 70%", - считает член-корреспондент РАКЦ Андрей Ионин. По оценке гендиректора ОАО "ЭНПО СПЭЛС" Александра Никифорова, доля электронных компонентов иностранного производства в российских космических аппаратах достигает 90%. В ГЛОНАСС и военных спутниках доля импортных комплектующих меньше, однако и тут ситуация ухудшается. Так, в апреле 2013г. НПО имени Лавочкина стало победителем тендера Минобороны на создание новейшей спутниковой системы радиоэлектронного наблюдения из пяти космических аппаратов за 70 млрд руб. Не только технологии, но и "начинку" для военных спутников руководство предприятия планировало закупать в Израиле или странах ЕС.
Мало зарабатываем…
В апреле 2008г. Владимир Путин требовал: "Мы должны выступать не только в роли извозчиков, предлагая свои ракетоносители для вывода зарубежных космических аппаратов и грузов, а во все большей степени продвигать высокотехнологичные разработки и услуги". За шесть прошедших лет Россия сохранила свои позиции на рынке коммерческих запусков, но так и не смогла сделать шаг вперед на рынке других космических услуг.
По данным отчета Space Report 2014, подготовленного организацией Space Foundation, размеры мировой экономики космоса в 2013г. выросли на 4% - до $314,2 млрд. Из них коммерческая составляющая достигла $240,1 млрд, а государственный сегмент – $74,1 млрд. Две крупнейших отрасли коммерческого космоса – спутниковое ТВ и рынок глобальных навигационных услуг. На две эти отрасли приходится около 60% от общего объема выручки.
Рынок спутникового ТВ в России оценивается в 2013г. в 18,3 млрд руб., или $0,56 млрд, сообщил РБК руководитель направления стратегического маркетинга компании J’son & Partners Consulting Александр Гадалов. То есть доля России в этом сегменте не превышает 1%. При этом наша страна занимает третье место в мире по количеству абонентов спутникового ТВ в количестве 13 млн человек после Индии (41 млн) и США (34 млн), сообщил РБК глава Digital TV Research Ltd Саймон Мюррей. Небольшие доходы от спутникового ТВ связаны с низкой стоимостью услуг для пользователей. Средний доход на одного абонента (ARPU) в месяц у крупнейшего американского оператора спутникового телевидения DirectTV составил в 2013г. $102, тогда как у НТВ-плюс – около $25, а у "Триколор-ТВ" - всего 67 руб., или $2. По словам Гадалова, в 2013г. 72% абонентов "Триколор-ТВ" пользовались базовым бесплатным тарифом.
Примечателен еще тот факт, что российские операторы спутникового ТВ для распространения сигнала используют в основном иностранные спутники. "Триколор-ТВ", на которого приходится более 80% абонентов, арендует для вещания на европейскую часть России транспондеры (ретрансляторы) французского спутника Eutelsat. Этим же спутником пользуется НТВ-плюс. Орион Экспресс работает на люксембургском Intelsat. "Радуга-ТВ" осуществляет вещание по всей России с помощью китайского ABS-2.
Второй по величине коммерческий сегмент услуг в экономике космоса – рынок оборудования и устройств глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). В 2013г. данный сегмент вырос на 6,2% до $86 млрд, говорится в отчете Space Report 2014. Что касается российского рынка ГНСС, то оператор ГЛОНАСС – ОАО "Навигационно-информационные системы" оценивает его в $0,67 млрд – опять же менее 1% от мирового рынка. В России нет крупных разработчиков/ производителей смартфонов и автомобильной навигации, а в мире нет большого спроса на ГЛОНАСС.
Лидер – система GPS – снял все сливки с рынка? Не совсем. На данный момент число спутников китайской ГНСС BeiDou составляет 15 единиц, а покрытие распространяется на Азиатско-Тихоокеанский регион, но к 2020г. Китай планирует увеличить группировку до необходимых 35 спутников, обеспечив всемирное покрытие. Уже к 2015г. правительство Китая планирует увеличить рынок спутниковой навигации до $37 млрд, а к 2020г. – до $65 млрд, согласно прогнозу European GNSS Agency. На руку китайцам играет огромный внутренний рынок с десятками автопроизводителей и, конечно, тот факт, что подавляющая часть производств навигационных чипов и смартфонов размещено именно в этой стране.
Для сравнения, если сбудется оптимистичный прогноз главы некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС" Александра Гурко, то российский рынок спутниковой навигации увеличится к 2020г. до 300 млрд руб. (менее $10 млрд).
… и много неэффективно тратим
Несмотря на скромную космическую "выручку", Россия является одним из лидеров по государственным затратам на космос. Согласно отчету Space Report 2014, совокупные госрасходы на космос в мире составили в 2013г. $74,1 млрд. На США приходится больше половины – $41,3 млрд. Государственные расходы России на космос за последние 10 лет выросли в 14 раз и в 2013г. достигли $10 млрд. Сейчас по показателю государственных расходов на космос к единице ВВП мы занимаем первое место в мире среди ведущих держав: в 2013г. США потратили $25 на каждые $10 тыс. ВВП, Китай - $4, а Россия - $47!
На финансирование новой госпрограммы "Космическая деятельность России на 2013-2020гг." планируется выделить 1,8 трлн руб. Однако насколько эффективно была выполнена прежняя программа, на которую с 2006г. потрачено более 0,5 трлн руб.?
Согласно принятой в 2006г. стратегии развития ракетно-космической промышленности, долю России на мировом рынке ракетно-космической техники, планировалось увеличить с 11% до 21% к 2015г. Однако, как сообщили РБК в ОРКК, сейчас эта доля составляет 12%, то есть почти не изменилась по сравнению с восьмилетней давностью. В новой госпрограмме ее планируется увеличить лишь до 16% к 2020г.
В 2006г. планировалось, что доля нового промышленного оборудования (возрастом до 10 лет) на предприятиях отрасли к 2015г. должна вырасти с 3% до 33-35%. По данным ОРКК, этот показатель увеличился всего до 12%: в ракетно-космической промышленности более 70% технологического оборудования имеет возраст свыше 20 лет.
На низком уровне находятся и научные исследования в космической сфере. Как следует из OECD Patents Database, на Россию в 2000-2008гг. приходился лишь 1% патентов, связанных с космической отраслью, тогда как на США – 50%. И это несмотря на то, что космическая отрасль в России патентуется в три раза интенсивнее остальных.
Счетная палата, опубликовавшая в середине 2013г. отчет о системе управления российской космической отраслью, сочла ее крайне неэффективной. В 2010г. федеральная космическая программа была выполнена на 40%, в 2011г. – на 67%, а в 2012г. – на 73%, несмотря на рост расходов в разы. Количество выведенных на орбиту спутников в 2010-2012гг. составило 47% от запланированного числа. При этом, несмотря на то, что затраты на создание отечественных спутников в четыре раза превышают зарубежные стандарты, их эксплуатационно-технические характеристики крайне низкие, и растет аварийность. По словам аудиторов, в отрасли фактически "сложилась система коллективной безответственности". Роскосмос, выполнявший функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем, фактически не отвечал ни за сроки, ни за выполнение задач. Агентство не ответило на запрос РБК.
С целью реформы отрасли российские власти приняли решение объединить промышленные активы в ОРКК. При этом у Роскосмоса останутся функции госзаказчика, и агентство также будет отвечать за разработку государственной политики в космической отрасли. Годовой оборот предприятий, переданных в ОРКК, составляет около 170 млрд руб., сообщили РБК в пресс-службе корпорации. При создании ОРКК за модель взяты холдинги государственной корпорации Ростех (руководитель ОРКК Игорь Комаров возглавлял АВТОВАЗ, акционером которого является Ростех), а Сергей Чемезов вошел в наблюдательный совет ракетно-космической корпорации.
"Назад в будущее"?
Согласно докладу ОЭСР, существует три основных варианта развития мировой космической отрасли до 2030г. При реализации оптимистичного сценария "ровного плавания" ожидается укрепление международного взаимодействия в космической отрасли, преимущественное развитие гражданского космоса и научных исследований. Второй сценарий - "назад в будущее" - предполагает усиление конфронтации между блоками Россия - Китай и США - Европа. Это приведет к милитаризации космоса, сокращению гражданских расходов, замедлению коммерциализации, а также реализации амбициозных межпланетных и лунных проектов для укрепления престижа государств.
При наиболее пессимистичном сценарии - "штормовая погода" - ожидается усиление геополитического противостояния, преимущественная ориентация на военные задачи в космосе и задачи безопасности.
Ухудшение отношений России с западными странами в связи с кризисом на Украине, похоже, делает более реальными второй и третий сценарии. При этом в союзе с Китаем России уготована роль ведомого партнера. Учитывая уже существующую "вилку" между доходами и расходами на космос и оценивая государственные затраты к единице ВВП, космическая гонка во втором и третьем сценариях выгодна, пожалуй, только самому ракетно-космическому комплексу и его лоббистам в высшем руководстве страны. Тогда мы столкнемся с возвращением к ситуации позднего СССР, когда ВПК и космос дотировались за счет остальных отраслей экономики и населения. Внутренний рынок России, который несопоставимо меньше по объему рынков США, Европы и Китай, просто не позволит окупить такие расходы на космос.
Неисправность на "Ангаре" хотят устранить на космодроме _http://ria.ru/space/20140702/1014427941.html_
Ракету-носитель "Ангара 1.2ПП", первый испытательный запуск которой не состоялся 28 июня из-за выявленных автоматикой технических замечаний, не планируется возвращать обратно на завод-изготовитель, сообщил РИА Новости в среду представитель Центра имени Хруничева. "Обнаруженные недочеты будут устранять на космодроме Плесецк в техническом комплексе. Ракету-носитель сняли со стартового стола, проводятся все необходимые работы. Возвращать изделие обратно на завод-изготовитель пока нет никакой необходимости", — отметил представитель предприятия.
Военные запустили с космодрома Плесецк ракету-носитель "Рокот" _http://www.rg.ru/2014/07/03/rokot-zapusk-anons.html_
Сегодня в 16 часов 43 минуты по московскому времени с пусковой установки № 3 площадки №133 Государственного испытательного космодрома Плесецк (Архангельская область) боевые расчеты Войск воздушно-космической обороны успешно запустили ракету-носитель легкого класса "Рокот" с блоком спутников связи "Гонец-М".
"Очередная попытка запуска ракеты-носителя легкого класса "Ангара-1.2ПП" будет осуществлена 9 июля", - передает агентство "Интерфакс-АВН" слова источника, близкого к комиссии.
О том, что дату запуска ракеты могут назначить на 9 июля, сообщила газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в Минобороны. Издание сообщало, что в субботу, 5 июля, должно пройти заседание государственной комиссии. На ее заседании должно было быть принято решение о готовности ракеты к запуску.
Источник газеты в ракетно-космической отрасли утверждал, что все недочеты, которые не позволили запустить "Ангару" 28 июня, могут быть устранены на месте и возвращать ракету в Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева, где она была изготовлена, не придется.
В Федеральном космическом агентстве точную дату повторного пуска "Ангары" пока не называют.
Пуск ракеты-носителя "Ангара" с космодрома Плесецк изначально планировался на 25 июня, однако затем запуск был перенесен на двое суток. 27 июня за 15 секунд до старта произошла автоматическая отмена пуска ракеты, о чем в телемосте было доложено президенту России Владимиру Путину. 28 июня стало известно, что запуск отменен на неопределенный срок из-за проблем технического характера – "негерметичного дренажа клапана наддува магистрали окислителя".
Семь в одном: ракета-носитель “Союз” вывела на орбиту сразу 7 спутников _http://ostrana.ru/news/topic/sem_v_odnom_raketa-nositel_sojuz_vyvela_na_orbitu_srazu_7_sputnikov_
Первым из семи на орбиту высотой в 830 километров был выведен гидрометеорологический спутник “Метеор-М” №2. Аппарат, предназначенный для исследования природных явлений, весит около трех тонн и, как рассчитывается, он проработает порядка 5 лет.
Еще один выведенный спутник – DX1 – примечателен тем, что является первым космическим аппаратом, полностью созданным частной компанией (Даурия Аэроспейс).
Так, что статистику "чьих спутников на орбите больше" можно быстро поправить.