Двигатель для частной российской ракеты "Таймыр" будет композитным _http://tass.ru/kosmos/2360963_
Частная российская космическая компания "Лин Индастриал" намерена изготовить двигатель для своей легкой ракеты "Таймыр" из композитных материалов, сообщил 20 октября ТАСС генконструктор предприятия Александр Ильин. "Особенностью двигателя на 400 кгс будет широкое использование композиционных материалов, прочность и теплостойкость которых существенно выше таковых у жаропрочных сталей. Это даст нам возможность облегчить конструкцию и одновременно снизить требования к охлаждению", - пояснил он. Данный двигатель компания намерена проектировать самостоятельно, его испытания "Лин Индастриал" также планирует проводить на собственном стенде, без обращения в сторонние организации и институты. В перспективе двигатель будет использоваться на первой и второй ступенях ракеты-носителя "Таймыр", а также на первой ступени метеоракеты для исследования верхних слоев атмосферы. В настоящее время "Лин Индастриал" заказало изготовление двух ракетных двигателей тягой 100 кгс, однако их производство затягивается. "Из-за этого огневые испытания состоятся не раньше ноября", - сказал Ильин. Этот двигатель предназначен для третьей ступени ракеты "Таймыр".
Частная космическая компания Blue Origin, принадлежащая основателю Amazon Джеффу Безосу, впервые успешно осуществила вертикальную посадку суборбитального аппарата New Shepard с разгонным модулем.
Запуск New Shepard был тестовым. Он добрался до высоты 100 километров над поверхностью Земли, а затем аппарат вместе с разгонным модулем вертикально приземлился на заранее подготовленную площадку в полутора метрах от прогнозируемого места посадки. Предполагается, что New Shepard будет совершать пилотируемые полеты на суборбитальную высоту. После приземления аппарат планируется использовать вновь.
МНОГОРАЗОВАЯ РАКЕТА БЕЗОСА ВЫШЛА В КОСМОС — НО НЕ НА ОРБИТУ, А ЭТО БЫЛО БЫ СЛОЖНЕЕ _http://hi-news.ru/space/mnogorazovaya-raketa-bezosa-vyshla-v-kosmos-no-ne-na-orbitu-a-eto-bylo-by-slozhnee.html_
Это событие вызвало несколько вопросов, судя по реакции генерального директора SpaceX Элона Маска, ответившего на заявление Безоса в твиттере. Маск защищал попытки собственной компании посадить многоразовую ракету.
New Shepard поднимается наверх, а затем возвращается вниз. Другие космические аппараты (вроде SpaceX Dragon) поднимаются наверх, выходят на орбиту, а затем возвращаются назад. В чем же разница, спросите вы? А она есть, и немаленькая. Выйти на низкую околоземную орбиту (НОО) сложнее, чем просто набрать высоту. Космический аппарат также должен существенно увеличить свою скорость, чтобы войти в орбитальное движение, а не просто оставаться «очень высоко».
Если вы определяете «повторный вход» (reentry) как «из космоса в не-космос», то да — New Shepard это сделал. Но у такого входа не было ничего общего с повторным входом космического аппарата с орбиты на Землю. Поскольку вход на орбиту подразумевает крайне высокую скорость, уход с орбиты будет подразумевать жесткую остановку. Как правило, такие аппараты не используют ракеты для замедления аппарата, а врезаются в воздух, используя его сопротивление для снижения скорости. И есть один крупный минус: тепло. Сжатый воздух перед аппаратом разогревает все до высоченных температур. Поэтому важно иметь тепловой щит. Он позволит аппарату повторно войти в атмосферу, не сгорев. New Shepard не столкнется с такой проблемой.
Американская ракета-носитель Atlas V с грузовым кораблем Cygnus стартовала в воскресенье к Международной космической станции с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида).
В ведомстве оценили запуск как "безупречный". Перед этим его откладывали три раза из-за неблагоприятных погодных условий. К настоящему времени две панели солнечных батарей аппарата уже полностью раскрыты, он вышел на заданную орбиту. Cygnus должен пристыковаться к орбитальному комплексу 9 декабря, примерно в 14:10 мск (6:10 по времени Восточного побережья США).
Американская компания Orbital ATK планирует осуществить полет своей ракеты Antares, оснащенной новыми российскими двигателями РД-181, в первой половине следующего года. Как сообщило в понедельник космическое ведомство США, к этому времени должен быть полностью восстановлен стартовый комплекс на космодроме в штате Вирджиния, пострадавший год назад в результате взрыва носителя.
"Программа Antares компании Orbital ATK продолжается по плану в целях возобновления полетов с космодрома на острове Уоллопс в первой половине 2016 года, - отметило NASA. - Ракета ANtares находится с процессе интеграции, и два новых двигателя РД-181 полностью установлены на ее первой ступени. В соответствии с программой в начале следующего года будет проведено испытание двигателей с включением на полную мощность на стартовой площадке".
Orbital окончательно решила оснастить Antares новыми двигателями после аварии, случившейся 28 октября прошлого года. Ракета взорвалась прямо на космодроме, расположенном на острове Уоллопс у Атлантического побережья США, при запуске грузового корабля Cygnus к Международной космической станции (МКС). Специалисты пришли к выводу, что произошло это из-за "сбоя в работе турбонасоса одного из двух главных двигателей первой ступени AJ-26", которые компания Aerojet Rocketdyne сделала на основе российских НК-33 производства самарского ОАО "Кузнецов".
Aмериканской космической компании Space X впервые в истории удалось осуществить мягкую посадку первой ступени ракеты-носителя, совершившей вывод на орбиту космического аппарата.
Старт ракеты Falcon 9 состоялся в понедельник вечером с космодрома на мысе Канаверал. Через несколько минут после запуска первая ступень ракеты-носителя отделилась и, снизив с помощью двигателя скорость, совершила идеальную посадку на специально подготовленную площадку на мысе Канаверал. Элон Маск, основатель и глава частной компании Space X, создавшей космический корабль и ракету-носитель, назвал это событие "революционным моментом".
При традиционной процедуре запуска космических аппаратов самая их дорогостоящая часть - ракета-носитель - используется только раз. Она отделяется после вывода аппарата на орбиту и уничтожается в плотных слоях атмосферы. Сохранив двигатель для последующих запусков, благодаря возвращению первой ступени на Землю, Элон Маск надеется значительно сократить себестоимость запуска космических аппаратов. Две предыдущие попытки мягкой посадки ракеты-носителя закончились неудачей.
Компания Элона Маска, уже осуществляющая запуски грузовых кораблей на международную космическую станцию, работает над созданием пилотируемого корабля, который должен стать конкурентом российским "Союзам" в ближайшие годы. Но главной целью компании Space X является создание корабля, способного осуществить полет на Марс. Многоразовое использование двигателей, как считается, одно из неообходимых условий для превращения межпланетного сообщения в реальность.
Американцы осуществили революцию на рынке пусковых услуг _http://vz.ru/world/2015/12/23/785354.html_
Концепция многоразовости, по крайней мере в ее «шаттловом» воплощении, себя не оправдала – получилось слишком дорого и недостаточно надежно. Однако то, что предлагает SpaceX в виде «Фалькона-9», способно объединить лучшие черты одноразового и многоразового носителя и, как следствие, произвести настоящую революцию на рынке пусковых услуг.
Именно по гибридному пути и решил пойти основатель и глава SpaceX Илон Маск, попытавшись придать частично многоразовое качество классическому одноразовому носителю. Это не просто эксперименты одержимого техническим новаторством бизнесмена. Здесь есть прямой экономический расчет.
Стоимость запуска «Фалькона-9» составляет в настоящее время порядка 60 миллионов долларов, включая затраты в 200 тыс. долларов на топливо. Это, конечно, только носитель. Если говорить о миссии к МКС, которая предполагает использование «Фалькона» в связке с кораблем «Дракон», то стоимость возрастает до 133 миллионов долларов.
Возвращаемая ступень, по данным газеты The Washington Post, стоит 54 миллиона. Отнимаем от 60 миллионов 54 и получаем шесть миллионов. Именно столько и не больше будет безвозвратно терять SpaceX на «Фальконе-9», если (а точнее – когда) данная ступень научится «интеллигентно» садиться для повторного использования. Таким образом, получается, что SpaceX может запросить с клиентов за запуск их полезной нагрузки на «Фальконе» всего шесть миллионов долларов, ибо остальные деньги, потраченные компанией на носитель, вернутся к ней в качестве первой ступени.
Это может произвести настоящую революцию на мировом космическом рынке, ибо, по подсчетам Маска, стоимость доставки одного килограмма груза на низкую земную орбиту может упасть до 1100 долларов, что в среднем в 20 с лишним раз меньше, чем берут за аналогичную работу другие одноразовые носители.
Таким образом, «Протоны», «Союзы», «Арианы», «Дельты», «Атласы», «Великие походы» и проч. могли бы остаться без работы, если не одно «но». При всей своей многоразовости «Фалькон-9» не сможет заменить, например, «Протон», ибо грузоподъемность у российского носителя на 10 тонн больше, чем у детища Маска.
Впрочем, если речь не идет о каком-либо крупном космическом аппарате весом 20 тонн, то два «Фалькона-9» смогут вывести на орбиту 26 тонн за общую сумму 12 миллионов долларов, а один «Протон» – лишь 23 тонны за 100–120 миллионов. Получается, использовать два «Фалькона-9» неизмеримо выгоднее, чем один «Протон».
Вот так после "сланцевой нефти" нам начинают пропагандировать "сланцевый космос". Доверчивому обывателю ведь невдомек, что эта ступень сможет участвовать в запусках от силы 4-5 раз, а потом по всем правилам эксплуатации должна быть выброшена во избежании аварии. По той простой причине, что реальная многоразавость требует использования совсем других материалов для изготовления, совсем других стендов для технического контроля. Потому что для многоразовости требуется менять простую "консервную банку для топлива" на надежную конструкцию, способную выдерживать космические перегрузки (температурные и вибрационные) и при старте, и при посадке именно много раз. Так что делите 54 миллиона на 4 и добавляйте к 6 миллионам. Вот уже 6 превратилось в 20. А теперь посмотрим откуда взяли цифру 60 миллионов. Это стоимость Фалькона или его запуска. Очевидно, что все-таки запуска. Т.е. туда включены работы служб космодрома и управления полетом. Так ведь при посадке ступени они тоже работают. А сама стоимость в 60 миллионов - это для стандартного Фалькона. Разве она не изменилась, когда к нему добавили дополнительные двигатели торможения и системы балансировки для управляемой посадки? Кто-то просто с легкостью оперирует "дутыми" цифрами, чтобы привлечь наивных инвесторов.
SpaceX при следующем запуске ракеты Falcon 9 попытается посадить ее первую ступень на плавучей платформе в Тихом океане, сообщает Reuters со ссылкой на заявление компании. Новая попытка будет предпринята примерно спустя месяц после успешной посадки нижней ступени Falcon 9 на землю.
Сообщается, что новый запуск ракеты Falcon 9, которая должна будет вывести на орбиту спутник NASA, намечен на 17 января. Примерно через две минуты после старта первая ступень ракеты должна будет отделиться, развернуться, замедлить движение с помощью тормозных двигателей, раскрыть посадочные опоры и попытаться приземлиться на плавающей посадочной платформе в Тихом океане.
Предыдущие две попытки посадить ступень ракеты Falcon 9 на платформе в океане не увенчались успехом. Однако после удачной посадки ступени ракеты в декабре на базе ВВС США на мысе Канаверал компания настроена более оптимистично, пишет агентство.
Следует начать с того, что ничего неожиданного и удивительного в реактивной посадке первой ступени Falcon-9 нет. Это всё давно просчитывалось, в том числе и у нас в стране. По теме «Подъём» прорабатывалась идея создания многоразовых ракет с реактивной посадкой ракетных блоков, а в КБ «Салют» предложили революционную на тот момент идею не только реактивной посадки, но и формирование обратной петли с возвращением ракетного блока к месту старта. Так что такие проработки велись давно и у нас в стране и в США. При этом в США было разработано и испытано много полётных демонстраторов, где самым замечательным был «Дельта-Клиппер», который в воздухе выделывал практически фигуры высшего пилотажа с последующей точной реактивной посадкой. В принципе специалистам, реально занимающимися вопросами многоразовости, давно известны возможности реактивной схемы посадки и те потери массы полезного груза, к которым ведёт применение такой схемы многоразовости. Единственное, что было не известно, так это стоимость регламентно-восстановительных работ для осуществления повторных запусков с заданной надёжностью. При этом в США были ещё проблемы с тем, что, стартуя с восточного побережья, трасса пролегала над водами океана, куда сесть теоретически сложно. Но как мы видим SpaceX пошли на риски и стали пытаться посадить первую ступень на баржу, что технически сложнее посадки на сушу. Самое интересное, что при старте с космодрома «Восточный» у нас таких проблем не будет при любом азимуте пуска — везде одна суша. Если говорить про успешную посадку первой ступени Falcon-9, то тут SpaceX пошли на дополнительные затраты топлива, для возврата ступени к месту старта.
Далее всех интересует в каком состоянии ступень приземлилась и можно ли её повторно использовать.
Видно, что сажа на двигателе осела достаточно плотно и смывать её будет достаточно сложно. В принципе специалисты по двигателям на данный момент не могут дать вразумительный ответ по поводу сажи. При проведении многократных испытаний на одном двигателе его от сажи зачастую не чистят. Но при его поставке на ракету и для визуального осмотра всё чистят до блеска в обязательном порядке. В итоге посмотрим, что будет делать с сажей на двигателях SpaceX. Панели донного экрана съёмные и могут очищаться автономно. Как SpaceX будет производить чистку хвостового отсека, не очень понятно, возможно, потребуется снятие двигателей. При этом требуется достаточно серьёзно относиться к вопросам очистки торцевой поверхности хвостового отсека. В полёте пламя двигателя очень хорошо излучает энергию, и степень черноты поверхности может иметь решающее значение для не прогара конструкции.
Далее мы видим состояние цилиндрической поверхности первой ступени. Видно, что покрытие ступени достаточно серьёзно пострадало от воздействия температуры, а может быть и сажи. При нагреве применяемая на Falcon-9 эмаль начала отходить от основания, частью отлетела и пошла пузырями.
Опять же, в качестве серьёзной проблемы может возникнуть сажа в двигателе.
Глава SpaceX: причиной неудачи при посадке ступени Falcon 9 могло быть ее обледенение _http://tass.ru/kosmos/2593822_
Элон Маск опубликовал видеозапись посадки элемента носителя на плавсредство. На ней видно, что ступень соприкасается с поверхностью платформы в нужном месте, но потом падает и взрывается
Ранее SpaceX уже дважды пыталась опустить ступень Falcon 9 на морскую платформу, однако обе попытки оказывались неудачными. Один раз посадка оказалась слишком жесткой и вызвала взрыв остатков топлива, в другой раз шторм помешал вывести платформу в намеченное место и отработавший элемент носителя упал в воду.
И так 3 из 3-х неудачные. Перед окончательным банкротством американской космической программы набирают отрицательную статистику. Будут вспоминать, когда "американский космос" уйдет в историческое небытие.
Все дело в скорости! Зачем Илон Маск упорно пытается посадить первую ступень ракеты на платформу в океане _https://meduza.io/feature/2016/01/18/vse-delo-v-skorosti_
По словам основателя частной космической компании Илона Маска, посадка на плавучую платформу теоретически позволит сохранять первую ступень в том случае, если ее отделение произошло на скорости более шести тысяч километров в час — и до девяти тысяч километров. Посадить ступень на космодром можно только при ее отделении на скорости меньше шести тысяч километров в час. Таким образом, посадка на морскую платформу охватывает более широкий спектр запусков, чем приземление первой ступени на космодром на земле.
Ага! "Сланцевый космос" продолжается. В качестве успеха нам показали приземление первой ступени на земную поверхность, что, оказывается, с коммерческой точки зрения никому на фиг не нужно. А с приземлением на морскую платформу пока сплошные неудачи.
А с приземлением на морскую платформу пока сплошные неудачи.
Предполагается, что приземлившиеся на платформы части ракет будут заправлять достаточным количеством топлива, чтобы ступень сама могла долететь обратно на космодром, однако испытаний этой системы SpaceX еще не проводила.
Головной институт "Роскосмоса" усомнился в экономической эффективности многоразовых ракет
_http://tass.ru/kosmos/2629459_
"Экономическая целесообразность применения многоразовых ракет-носителей не столь очевидна. В первую очередь, она будет определяться частотой их запуска. В настоящее время трудно прогнозировать изменение рынка пусковых услуг в результате появления многоразовых ракет-носителей. Их разработчикам еще предстоит показать реальные затраты на производство и подготовку к повторному использованию многоразовых ступеней. И как свидетельствует опыт эксплуатации системы Space Shuttle, реальные экономические показатели оказываются далеки от ожидаемых", - сказал представитель ЦНИИмаш.
По расчетам института, ракета-носитель Falcon 9 с возвращаемой первой ступенью может отобрать часть коммерческих заказов у российской ракеты-носителя среднего класса "Союз" в том случае, если затраты на подготовку к повторному использованию первой ступени у американской ракеты не будут превышать 5-8% от стоимости производства новой первой ступени.
Представитель Института напомнил, что вопрос о стоимости многоразовых космических систем поднимается не в первый раз. Так, по его словам, при разработке "шаттлов" предполагалось, что челноки будут совершать до 50 полетов в год, доставляя на низкую околоземную орбиту не менее 800 тонн полезной нагрузки и возвращая на Землю около 400 тонн грузов. Стоимость выведения в ценах конца 1960-х годов должна была составить не более 250 долларов за килограмм груза. Однако с начала эксплуатации "шаттлов" совершалось в среднем шесть-семь полетов в год, и к концу срока службы кораблей затраты на выведение килограмма груза на орбиту достигали 44 тысяч долларов - в десять раз больше, чем если бы при этом использовались ракеты-носители "Протон-М". При этом недавно гендиректор "Роскосмоса" Игорь Комаров отмечал, что стоимость запуска "Протона-М" снизилась с 90-100 млн долларов до 70 млн, соответственно, уменьшилась и цена выведения на орбиту килограмма груза.
NASA: запуск корабля Cygnus к МКС отложен из-за черной плесени _http://tass.ru/kosmos/2656869_
Запуск американского грузового корабля Cygnus к Международной космической станции (МКС) откладывается минимум на 10 дней из-за того, что в одной из упаковок с вещами и продовольствием для экипажа была обнаружена черная плесень. Как сообщило NASA, теперь старт ракеты-носителя Atlas V, которая должна вывести "грузовик" на орбиту, состоится не ранее 20 марта. Прежде он планировался на 10 марта.
Угу. А еще обнаружены остатки бичпакетов и надкушенный гамбургер.