Пятница, 19.04.2024, 19:54
Главная » 2014 » Январь » 13 » На экзопланетах обнаружена вода
На экзопланетах обнаружена вода

Ученые НАСА обнаружили слабые следы воды -- сигнатуры, в атмосферах пяти планет, вращающихся вокруг трех далеких звезд.

Ранее сообщалось о присутствии воды в атмосфере нескольких экзопланет, обращающихся вокруг звезд за пределами нашей Солнечной системы, но в этом исследовании впервые убедительно (с большой степенью достоверности) измерены и сопоставлены профили и интенсивности этих сигнатур на примере нескольких миров.

Пять планет – WASP-17b, HD209458b, WASP-12b, WASP-19b и XO-1b – обращаются на близком расстоянии от своих звезд. Интенсивность сигнатур воды у них различна. Самые сильные сигналы наблюдались у WASP-17b, планеты с чрезвычайно "раздутой" атмосферой, и HD209458b. Сигнатуры, зарегистрированные у остальных трех планет WASP-12b, WASP-19b и XO-1b, также указывали на присутствие воды.

"Мы были абсолютно уверены, что видим сигнатуру воды в спектрах атмосфер нескольких планет",– рассказывает Ави Мэнделл, ученый, занимающийся изучением планет, из Центра космических полетов имени Годдарда, НАСА, в Гринбелте, штат Мэриленд. "Данная работа реально позволяет сравнить содержание воды (в количественном соотношении) в атмосфере разных типов экзопланет, например, более горячих планет в сравнении с более холодными".

Исследования вошли в виде отдельной части в общее исследование атмосфер экзопланет, выполненное под руководством Л. Дрейка Деминга из Университета штата Мэриленд в Колледж-Парке. Обе группы использовали в своих исследованиях широкоугольную камеру 3, установленную на космическом телескопе Хаббл, с целью подробного изучения процесса поглощения излучения, проходящего через атмосферу планет. Наблюдения проводились в инфракрасном диапазоне длин волн, в котором будет обнаруживаться сигнатура воды, если, конечно, вода присутствует. Группы ученых сравнивали формы и интенсивности профилей поглощения, и неизменная картина сигнатур внушала уверенность в том, что они видят воду. Наблюдения демонстрируют постоянное безукоризненное качество работы телескопа Хаббл при исследовании экзопланет.

Чтобы определить, какие элементы входят в состав атмосферы экзопланеты , астрономы наблюдают прохождение планеты по диску ее материнской звезды и отмечают, на каких длинах волн излучение проходит беспрепятственно, а на каких – частично поглощается.

Пять планет являются «горячими юпитерами», массивными мирами, которые обращаются вокруг своих материнских звезд на достаточно близком от них расстоянии. Поначалу исследователи удивились, что все пять звезд видны нечетко. Но Деминг и Мэнделл отметили, что другие исследователи ведут поиск свидетельств, доказывающих присутствие тумана вокруг экзопланет.

"Эти исследования в сочетании с другими наблюдениями, проводимыми с использованием телескопа Хаббл, демонстрируют нам, что обнаруживается поразительно большое число систем, сигнал воды у которых либо ослаблен, либо полностью отсутствует",– утверждает Хизер Натсон из Калифорнийского технологического института, соавтор статьи, представленной Демингом. "Это дает основания предположить, что облачность или присутствие мглы в атмосфере, на самом деле, является довольно распространенным явлением для горячих юпитеров".

Высокоэффективная широкоугольная камера 3 телескопа Хаббл – одна из немногих камер, способных всматриваться в атмосферы экзопланет, удаленных от нас на расстояния порядка нескольких триллионов миль. Эти представляющие исключительный интерес исследования могут проводиться только в том случае, если планеты зафиксированы в момент их прохождения -- транзитов по диску своих материнских звезд. Исследователи могут идентифицировать газы в атмосфере планеты, устанавливая, на каких длинах волн излучение звезды пропускается средой, через которую оно проходит, а на каких – частично поглощается.
Категория: Блог Ruble | Просмотров: 2396 | Добавил: Ruble | Рейтинг: 0.0/0