Вот так все начиналось с идеологией пикоспутников еще 2000 году. Приедем для истории статью в журнале «Экономист», посвященную первым прототипам пикоспутников:
С тех пор как первый советский спутник был запущен в 1957 г., все последующие спутники уверенно выдерживали тенденцию на увеличение своих размеров и массы. Этот первый спутник весил всего 84 кг, в то время как его современные приемники легко преодолевают весовую планку в несколько тонн. Но успехи в миниатюризации электроники означают, что теперь настала пора делать в космосе больше с помощью аппаратов гораздо меньших размеров. Также как мобильные телефоны и лэптоп компьютеры становятся с каждым годом все меньше, но при этом все мощнее, так и исследовательские космические спутники ученые стали делать все меньше и даже крошечнее.
Два из этих так называемых пикоспутников были выведены на орбиту в 2000 г. корпорацией Аэроспейс, американской технической исследовательской организацией, которая поддерживает вооруженные силы США. Они были запущены на борту более крупного материнского спутника «Орбитального автоматического запускателя пикоспутников (Orbiting Picosat Automated Launcher (OPAL)), который сам находился на орбите Земли высотой в 640 км. Каждый из пикоспутников был размером с сигаретную пачку и весил 250 г.
По общему признанию, эти пикоспутники- пионеры не могли сделать в космосе что-то особенное, так ведь и Первый спутник всего навсего только пипикал с орбиты. Подобно тому первому посланцу человечества в космос, эти первые космические аппараты с приставкой пико-, ненавязчиво подчеркивающей их особую миниатюрность, призваны были только доказать саму возможность существования и полезную работоспособность спутников сверхмалых размеров. Они использовали свои радиопередатчики для обмена данными между собой, а также с третьим пикоспутником, находящимся в это время на Земле. Они также испытали множество компонентов сконструированных с использованием технологии микро-электро-механических систем (constructed using micro-electro-mechanical systems (MEMS)). Для изготовления миниатюрных устройств на основе кремния были позаимствованы различные технологии из полупроводниковой промышленности.
Хотя такие спутники маленькие и (по крайней мере пока) не блещут особыми способностями, это не останавливает их продвижение на коммерческий космический рынок потому, что несколько малых спутников иногда предпочтительней, чем один большой. Во-первых стоимость их создания и запуска существенно меньше. Во-вторых разделение задач среди нескольких аппаратов более оправдано (не ложите все яйца в одну корзину — американская народная мудрость) и позволяет более гибко планировать исследования.
Исследователи в данной области, такие, как например, Эрнест Робинсон (Ernest Robinson), глава пикоспутникового проекта в корпорации Аэроспейс, мечтают о том, как однажды стаи наноспутников (весом менее 10 кг) и пикоспутников (весом менее 1 кг) могут быть задействованы для развертывания глобальной навигационной и коммуникационной сети вокруг Марса.
Летая строем они могли бы картографировать гравитационные поля астероидов или естественных спутников планет с помощью мониторинга мельчайших изменений их относительных позиций.
При этом они могли бы перестраивать свои ряды таким образом, чтобы образовывать большие антены для передачи своих результатов на Землю.
Наноспутники могли бы так же выполнять роль радио релейных станций для космических кораблей, отправленных во внешние области Солнечной системы. Экспедиция к Плутону, скажем, могла бы иметь цепочки из наноспутников, запущенных через равные интервалы по пути следования. Коммутируя с Землей таким способом посредством цепочки пикоспутников, основной корабль космической экспедиции мог нести на борту гораздо более меньший по размерам и легкий передатчик, выигрывая тем самым в стартовой массе.
И хотя в настоящее время все эти планы не более, чем крошечная горошина в огрромном небе, эта область космической индустрии развивается довольно быстро. Различные прототипы пикоспутнков могут стартовать с различными космическими миссиями совершенно без дополнительных расходов. Мр. Робинсон, например, скомбинировал свой запуск с военным спутником. При этом общая добавочная масса к основной нагрузке, включая два пикоспутника и пружинный механизм для их выброса в космос, составила всего 3 кг.
Такое положение вещей позволяет заметно подтянуться аутсайдерам космической гонки. Например, система OPAL (Orbiting Picosat Automatic Launcher), которая была запущена на модифицированной баллистической ракете Минитмен, была сконструирована студентами Стэнфордского университета в Калифорнии. Система вывела в космос 6 пикоспутников: парочку от корпорации Аэроспейс и еще 4 пикоспутника, три из которых были созданы студентами Университета Санта Клара и один энтузиастами радиолюбительского проекта Аматер (amateur).
Помимо легкости доступа к запускам другой тенденцией, движущей развитие миниатюрных спутников, является выраженный прогресс МЭМС-технологий (микро-электро-механические системы). Разработчики МЭМС уже работают с крошечными гироскопами, сенсорами и даже импульсными двигателями для использования в космосе. Одна из экспериментальных импульсных систем основана на тысячах крошечных взрывчатых зарядов встроенных в кусочек кремния размером с почтовую марку. Другая использует МЭМС-клапан для контроля выхода газа через сопло. Но даже такого малого импульса достаточно для космического корабля, который весит всего несколько граммов.
В конечном счете существует надежда, что компоненты пикоспутников могут производиться по той же технологии, что компьютерные микрочипы, позволяя пикоспутникам выйти в массовое производство, также как и мобильным телефонам. Исходя из того, что они такие маленькие и легкие, то вполне будет возможным выводить их на орбиту даже с использованием наземной артиллерии.
Как бы ни невероятно это звучало, но основная идея базируется на том допущении, что продолжение научно-технического прогресса в миниатюризации. Вот почему Мр. Робинсон и другие верят, что пикоспутники на орбите Земли будут соответствующей формы и размеров.
|