Создание этой ветки продиктовано велением времени и тем, что скапливается много интересного материала, как, например, здесь и в этом блоге. А уж история с упавшими спутниками и Фобос-Грунтом как в этой теме стала интернет-притчей во языцах.
Пишем все на темы "Российский космос", "Русский космос", "Проблемы российского космоса". В общем, "узелок завяжется, узелок развяжется". И помним, что, какие бы проблемы не были у России, есть объективный закон исторического материализма: "Если русские когда-то куда-то пришли, а потом вынуждены были оттуда свалить, то они туда обязательно возвращаются".
Сообщение отредактировал Cost - Вторник, 02.10.2012, 10:06
Кто-то не постучал по дереву. 4 иностранных удачно - российский нет. Может саботаж по "Глонассу"? 2 июля на космодроме Байконур при пуске ракеты-носителя (РН) «Протон-М» возникла аварийная ситуация. На участке выведения ракеты-носителя на 17 секунде ее полета произошло аварийное выключение двигателей и падение РН на территории космодрома приблизительно в 2,5 км от стартового комплекса. Стартовый комплекс и расчет запуска не пострадали. По предварительным данным на месте падения жертв и разрушений нет.
Следующий запуск ракеты-носителя "Протон-М" с космическим аппаратом Astra 2-E, запланированный на 20 июля, может быть перенесен на более позднюю дату. Об этом нам сообщили в Центре им.Хруничева. Приступила к работе аварийная комиссия, возглавляемая заместителем главы Роскосмоса А.П.Лопатиниым. Говорить о дальнем графике пусков ракет-носителей типа "Протон-М" можно будет только после завершения работы данной комиссии!
Рогозин крайне жестко отреформирует "космос" _http://www.mk.ru/politics/russia/article/2013/07/02/878082-rogozin-krayne-zhestko-otreformiruet-quotkosmosquot.html_
Вице-премьер Дмитрий Рогозин пообещал сделать "крайне жесткие выводы" в связи с аварией "Протона-М". Предприятия космической отрасли ждет объединение в единый холдинг "ОРКК". "Могу сказать только одно: выводы будут сделаны крайне жесткие из этой ситуации. Они будут связаны не только с поиском виноватого или виноватых, они будут затрагивать гораздо более сложные проблемы", — приводит РИА "Новости" слова Рогозина.
"В том виде, в котором существует ракетно-космическая отрасль, мы дальше двигаться не будем", — добавил он. Дмитрий Рогозин также сообщил, каким путем пойдет реформирование отрасли.
"Предприятия ракетно-космической промышленности РФ будут консолидированы в рамках интегрированной структуры в форме ОАО", - сообщил журналистам Рогозин.
"Будет подготовлен проект решения президента РФ о реформировании ракетно-космической промышленности, принципы этого реформирования следующие — консолидация в рамках единой интегрированной структуры — это не государственная корпорация, а ОАО с условным названием "Объединенная ракетно-космическая корпорация", — сообщил Рогозин.
Он также сказал, что в эту корпорацию будут переданы все госпакеты акций и ФГУПы ракетно-космической отрасли. Стартовые комплексы космодромов "Байконур", "Плесецк" и "Восточный" останутся в ведении Роскосмоса.
Это как в легенде про "Забыть Герострата". Ракеты падают, рынок Глонасс теряем, а руководитель, не смогший за год организовать работу - продолжает пиариться. И дальше, чем больше будет аварий, тем больше будут показывать Рогозина по телевидению. Это как, если бы в футболе после каждого поражения команды СМИ отводили бы в репортажах специальные полчаса для демонстрации, как художественно и остервенело главный тренер будет мотать головой, яростно ругаться и топать ногами. По логике должно быть наоборот не смог обеспечить пиар и успех в отрасли, про тебя никто не должен помнить и слышать. А перекидывать предприятия из ведомства в ведомство, хоть в холдинги и корпорации к успеху не приведет, потому как в этих корпорациях все равно управленцы, пиарщики, экономисты, логистики и др. шушара будет получать зарплату больше, чем инженеры и конструкторы.
Госкорпорация монстров: нужно ли объединять космическую отрасль? _http://www.forbes.ru/mneniya-column/gosplan/241657-korporatsiya-monstrov-nuzhno-li-obedinyat-kosmicheskuyu-otrasl_
Теперь «наверху» окончательно решено собрать предприятия российской космический промышленности в некий единый «Космопром» и заставить его производить качественный продукт. Сейчас «космические князья» живут своими уделами, конкурируя между собой прежде всего за коммерческие запуски. На этом, в общем-то небольшом рынке от России выступают ILS (за которым стоит ГКНПЦ им Хруничева), РКК «Энергия» вместе с украинским Южмашем с «Морским стартом», та же РКК «Энергия», но на паях с европейским консорциумом и «Союзом», запускаемым с Куру. Еще есть российско-германский проект «Евророкот», и несколько проектов, связанных с попыткой коммерциализации списываемых с боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет.
Короче, настоящий «зоопарк» проектов, конкурирующих за немногочисленные заказы и не гнушающихся при случае рассказать иностранному клиенту всю «правду–матку» о своем российском же конкуренте по отрасли: там «полный развал» и «туда не ходи».
Прекрасный пример удельной междуусобицы - история с появлением разгонного блока «Бриз-М» для «Протона», разработанного Центром Хруничева в пику РКК «Энергия», разгонный блок которой «Блок ДМ» в советские времена составлял прекрасную пару с «Протоном», но позволял «Энергии» в эпоху «нового капитализма» диктовать как монополисту цены на его использование. В результате, «Блок ДМ», отработанный до высокой надежности в эпоху СССР, теперь практически не летает, зато хруничевцы доводят до ума свой «Бриз-М» на «живых» заказчиках.
Вот оказывается откуда все эти неудачи последних лет в российском космосе. Кто-то оттяпал себе госзаказ под некачественный продукт. А из-за этого покатилась вся отрасль в целом. Большинство громких аварий в российском космосе связано именно с этим разгонным блоком "Бриз". А теряет позиции на мировом коммерческом и политическом космическом рынке не какой-то кооператив им. Хруничева, а сразу весь российский космос. Если будут укрупнять, то опять же всех скопом сгонят под одну крышу. И качественников и бракоделов.
Ничего хорошего не будет пока мы честно не поставим реалистические цели, действия по перестройке космической отрасли будут и далее напоминать попытку сложить из четырех букв «П», «О», «Ж», «А» слово «СЧАСТЬЕ».
Роскосмос не сможет компенсировать убытки, нанесенные вследствие гибели трех спутников «Глонасс-М», поскольку они не были застрахованы.
Счетная палата РФ в отчете об эффективности расходования средств на отечественную космонавтику сформулировала, почему случаются такие серьезные аварии вроде неудачного пуска ракетоносителя "Протон-М" с тремя спутниками ГЛОНАСС.
"Фактически сложилась система коллективной безответственности за формирование и реализацию государственной политики в данной сфере, следствием которой явился кратный рост расходов, сроков НИОКР и формирования группировок космических аппаратов при крайне низком уровне их эксплуатационно-технических характеристик и растущей аварийности", — описывают состояние отечественной космонавтики государственные аудиторы на сайте Счетной палаты.
В качестве "симптомов" упадка аудиторы приводят следующие примеры. "Количество запущенных на околоземную орбиту космических аппаратов в 2010—2012 годах оказалось существенно ниже необходимого и составило 47,1 процента от плановых показателей", — подсчитали в Счетной палате.
"Несмотря на то что затраты на создание и поддержание в работоспособном состоянии отечественных спутников в четыре раза превышают зарубежные стандарты, отмечается крайне низкий уровень их эксплуатационно-технических характеристик и растущая аварийность, — продолжают перечислять проблемы аудиторы. — В результате в России нет национальной системы космических метеонаблюдений, только отдельные спутники, а метеорологическую информацию в нашей стране получают с зарубежных спутников".
"Ангару" в России создают 20 лет
Впрочем, проблемы кроются не только в расточительности, но и в неспешности работы. "С 1992 года, беспрецедентный в мировой практике срок — более двадцати лет — "ГКНПЦ им.М.В.Хруничева" разрабатывается группа носителей типа "Ангара". По существу, средства, вложенные в проект за два десятилетия, многократно подняли цену этого, пока еще не готового носителя", — говорится на сайте госаудиторов.
Еще одна проблема — это непрозрачность космической деятельности и работа с невыгодными посредниками: "Услуги по коммерческим запускам космических аппаратов в интересах зарубежных заказчиков, которые оказывались совместными предприятиями с долей участия в них российских организаций, предоставлялись без согласования с Роскосмосом, что создавало конкурентную среду, в которой даже относительно недорогие по сравнению с зарубежными аналогами российские средства выведения тяжелого и среднего класса, позволявшие доминировать в начале XXI века на международном рынке пусковых услуг, не позволили ФГУП "ГКНПЦ им. М.В.Хруничева" и ОАО "РКК "Энергия" избавиться от убыточности деятельности".
При этом у Роскосмоса есть ресурс повышения доходов: "Поставки российских двигателей для космических ракет осуществляются через совместное российско-американское предприятие RD Amross, где и оседает значительная часть прибыли, так необходимой для развития космической отрасли".
Но, вероятно, самая большая проблема — это отсутствие ответственных за сложившуюся ситуацию. "Роскосмос, выполняющий функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем фактически не отвечает ни за сроки, ни за выполнение задач этими системами", — поясняют в Счетной палате.
Кстати, проверка, которая, вероятно, началась задолго до аварии с "Протоном-М", выявила и проблемы этого пуска. "Роскосмос относится к числу наиболее крупных и наименее дисциплинированных заказчиков, откровенно игнорирующих требования законодательства и лучшие практики в сфере государственных закупок. Материалы проверок Счетной палаты и Минэкономразвития России свидетельствуют о заключении Роскосмосом особо крупных контрактов (на сумму более 1 млрд рублей) без... обязательной процедуры общественного обсуждения, включая заказ на изготовление ракеты-носителя "Протон-М" для незастрахованного и неудавшегося запуска КА системы ГЛОНАСС".
Это уже расхожий штамп. Её не создают 20 лет, а сохраняют, как проект. Ну завершили бы ее проект в 1998 г. Ну и где бы она сейчас была. Там же, где "Морской старт", КРК "Зенит", КРК "Энергия", космический корабль "ТКС", самалет СУ-47 "Беркут". Признали бы удачной и перспективной и закрыли бы финансирование для дальнейшего производства. "Ангара" просто ждала своего часа, чтобы взлететь в нужном месте и в очень нужное время.
Сегодня, когда кому-либо рассказываешь про то, что Советский Союз некогда делал по 80 – 100 космических запусков в год(против современных 25 – 30 у России и 15 – 20 у США), люди обычно крутят пальцем у виска и не могут поверить, что можно отправлять что-то в космос каждые три дня. Мы, к сожалению, не приучены к тому, что освоение космоса есть главная лакмусовая бумажка устремлённости общества в будущее. _http://www.russia.ru/news/society/2013/7/8/13625.html_
Ну завершили бы ее проект в 1998 г. Ну и где бы она сейчас была.
Как говорится в поговорке: "Не бойся, что успех придет к тебе слишком поздно, бойся, что он придет невовремя". Те, кто сейчас плачется, что "Ангару" делали 20 лет либо слишком наивны, либо специально делают вид, что не понимают, где была бы стартовая площадка для той "Ангары" и с кем пришлось делиться бы от ее использования. А уж то, что аппетиты в этом деле не умеренные, мы могли уже убедиться. Получилось бы хуже, чем с американцами, которые уверены, что МКС - это полностью их проект. Пока нет космодрома "Восточный" КРК "Ангара" - это лишь предмет политического торга.
Точные сроки замены ракет-носителей “Протон” на аналогичные аппараты “Ангара” еще не установлены. Об этом заявил генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра /ГКНПЦ/ имени Хруничева Александр Селиверстов, интервью с которым сегодня публикует американский еженедельник “Спейс ньюс”. _http://ru.euronews.com/newswires/2020942-newswire/_
“Ракета-носитель “Ангара” легкого класса сможет доставить на геостационарную орбиту с космодрома Плесецк 3,7 тонны грузов, “Ангара” тяжелого класса – 5,4 тонны. И это только начало”, – отметил Селиверстов. По его словам, “не существует абсолютного срока замены “Протонов” на “Ангару” на коммерческом рынке”. “В обозримом будущем запуски “Протонов” будут продолжены с космодрома “Байконур”, – добавил он.
Спутники "Глонасс" отправят в космос на "Союзах" _http://www.ng.ru/news/437069.html_
Вице-премьер Дмитрий Рогозин наложил запрет на все пуски ракет «Протон-М» до окончания расследования аварии на космодроме Байконур, произошедшей 2 июля. Работа комиссии может продлиться до конца года, когда истечет срок представления президенту Владимиру Путину плана развития космической отрасли. При этом Рогозин отметил, что несмотря на нормальное функционирование группировки ГЛОНАСС, она должна быть пополнена новыми космическими аппаратами (КА) в ближайшие месяцы.
Как рассказали «Известиям» в Роскосмосе, планируется выполнить два пуска ракет-носителей (РН) — в начале сентября и конце октября этого года, чтобы вывести на орбиту два спутника «Глонасс».
— Вместо опальных «Протонов» для запуска готовятся ракеты «Союз-2.1б», — сообщил наш источник. — Окончательное решение должно быть принято госкомиссией, но в производственном объединении имени Решетнева (ОАО «Информационные спутниковые технологии». — «Известия») два спутника «Глонасс» готовят именно к запуску на «Союзах».
Россия создаст орбитальную базу в космосе _http://www.dni.ru/tech/2013/7/17/256339.html_
Ракетно-космическая корпорация "Энергия" ведет работы по созданию орбитальной базы для сервисного обслуживания и дозаправки кораблей, отправляющихся в дальний космос.
"Эта база, помимо научно-исследовательских задач, будет обладать еще и характеристиками сервисно-испытательной базы, на которой можно было бы космические аппараты дальнего космоса, в том числе и пилотируемые, тестировать, юстировать, настраивать, дозаправлять и отправлять их к Луне, Марсу или в другие точки", – цитирует "Интерфакс" руководителя полетом российского сегмента МКС Владимира Соловьева. По его словам, РКК "Энергия" уже приступила к разработке такой базы. "Такие работы мы ведем, сейчас мы не только замыкаемся на МКС", – заявил он.
Новый российский скафандр "Орлан-МКС" отправится на Международную Космическую Станцию (МКС) _http://altapress.ru/story/111344_
Российский скафандр "Орлан-МКС" (Орлан - модернизированный, компьютеризированный, синтетический/, созданный НПП "Звезда" отправится на станцию с площадки №31 космодрома Байконур на космическом грузовике "Прогресс М-21М" (серийный номер 421) 21 ноября 2013 года.
Испытания скафандра в открытом космосе намечены на 2014 год.
С 1977 года было создано 6 моделей скафандров "Орлан". С 1977 по 1984 гг. на орбитальных станциях (ОС) "Салют-6" и "Салют-7" использовали скафандры "Орлан-Д". С 1985-1988 гг. на "Салют-7" — "Орлан-ДМ". На советской орбитальной станции "Мир" в течение 1988—1997 гг. использовали модель ДМА. Новый, модернизированный скафандр "Орлан-М" использовали на станции "Мир" в 1997—2000 гг. и МКС в 2001—2009 гг. Сегодня российские космонавты используют скафандры "Орлан-МК".
И до космонавтов добралась синтетическая одежда. В будущим только космонавты бизнес-класса будут летать в скафандрах с прокладками из натуральной резины.
На космодроме Байконур возобновились работы с ракетами "Протон-М", которые были приостановлены после аварийного пуска ракеты этого типа 2 июля.
В монтажно-испытательном корпусе площадки 92А начали собирать ракету-носитель, которая вместе с разгонным блоком "Бриз-М" должна вывести на орбиту американский космический аппарат спутникового радио Sirius FM-6. Новый график пусков "Протонов" пока не составлен. Замруководителя Роскосмоса Александр Лопатин на прошлой неделе заявил, что эти пуски можно будет возобновить после того, как аварийная комиссия завершит расследование причин последней аварии и примет соответствующие меры.
_________________________________________________________________________________________________ В Роскосмосе опровергают информацию о том, что на Байконуре началась подготовка к следующему запуску ракеты-носителя "Протон-М".
Как заявила сегодня пресс-секретарь Роскосмоса Анна Ведищева, такая работа может начаться только с завершением расследования причин аварийного запуска "Протона-М" 2 июля и внесения корректив в работу предприятий ракетно-космической отрасли.
В Самаре организуют новый НИИ, который расположится в одном из корпусов Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) и будет включать в себя не только аудитории и лаборатории, но и производственный участок по строительству малых космических аппаратов. Намечено иметь кафедры производства летательных и космических аппаратов. Деятельность НИИ начнется уже в 2013 году, а запуск линии по сборке аппаратов запланирован на 2017-й.
Обнародованы результаты работы государственной комиссии, которая искала причины аварии ракеты «Протон М». Авария случилась 2 июля на космодроме Байконур, когда уже на первой минуте погибли три спутника российской навигационной системы «ГЛОНАСС». Причиной, как выясняется, стала прямо-таки детская ошибка при установке датчиков угловых скоростей. Половину датчиков поставили вверх ногами, из-за чего рыскание ракеты сразу было нарушено. Вице-премьер Дмитрий Рогозин собирается проверить на детекторе лжи трех монтажников Центра имени Хруничева, которые были привлечены к этой операции и оставили в журнале свои подписи. Надо сказать, что установка датчиков угловых скоростей не считается сложной операцией, и поэтому ее не контролирует военная приемка.
Когда к детективному расследованию привлечены высшие административные силы, можно быть уверенным, что стрелочника, который нанес ущерб в 4,5 миллиарда рублей, определят. Но будет ли он истинным виновником? Аварии на наших космодромах перестали быть сенсацией, за пять коротких лет их набралось с полтора десятка. В результате утеряно много важных отечественных и иностранных спутников. Например, второй в постсоветской истории межпланетный аппарат «Фобос» — «Грунт». Первый в 1996 году тоже погиб, рухнув в Тихий океан. Престиж нашей космонавтики изрядно пошатнулся, что очень плохо, ибо мы давно ориентируемся на международное сотрудничество. Не только у наших сограждан, которые переживают за частые провалы, но и у потенциальных иностранных партнеров возникает стойкое ощущение, что авария — это рядовое событие для нашей некогда блиставшей космонавтики.
В мае 2013 года на международной конференции по перспективным космическим проектам выступил Базз Олдрин, второй человек, ступивший на Луну. В числе стран, которые способны построить базу на спутнике Земли, астронавт не назвал Россию. На вопрос, не забыл ли он о стране, которая в его эпоху участвовала в лунной гонке, Олдрин ответил: «Русские могут присоединиться к китайскому сегменту лунной базы».
Мы имеем право обидеться на астронавта, но пользы от обиды не будет. Лучше признаться честно: вот уже два десятилетия российская космонавтика живет на багаже советских технологий и не отваживается — в отличие от других космических держав — на амбициозные программы. «Союзам» и «Протонам», которые составляют главную часть наших космических забот, пошел шестой десяток. Это предпенсионный возраст для человека, что уж говорить о технике в век научного прогресса.
Не ошибка при рыскании, а отсутствие стратегического курса — вот главная проблема российской космонавтики.
Полиграф, к которому взывает вице-премьер, — едва ли не самая передовая техническая новация в нашей космонавтике. Но есть неопровержимый и незыблемый инженерный постулат: моральное старение техники ведет к падению качества и повышению аварийности. Космические предприятия, некогда создававшиеся как передовой рубеж научного прогресса, превратились в унылые серийные заводы. Романтики там не больше, чем в мастерской по ремонту «жигулей».
Отсутствие программы развития привело к тому, что в отрасль не идет амбициозная молодежь. Потенциал Сергея Королева был раскрыт не только благодаря его личной настойчивости, но и по той несомненной причине, что страна нуждалась в космическом прорыве. Теперь даже в отряде космонавтов обнаружился страшный недобор. Уже несколько десятилетий мы, как заведенные, скучно вращаемся по одной орбите на давно освоенных аппаратах, предлагаем себя в качестве извозчика, но собственных прорывных проектов не выдумываем. Аппарат нового поколения «Клипер», который восторженно показывали Путину, не достроили и списали в утиль. И совсем не по той подобострастной причине, что президенту — при всей его любви к приключениям — космический «Клипер» испытать вряд ли бы довелось.
Объявленная реформа космической отрасли до боли напоминает затеянную чиновниками реформу Российской академии наук. Прием тот же — передел собственности, изъятие имущества и назначение менеджеров. Может быть, чиновники верят, что это поднимет науку и космонавтику на новый уровень, но среди специалистов я оптимистов не встречал.
Одна из самых трагических фигур в нашей космонавтике — Владимир Преображенский. Сын командующего авиацией ВМФ, отличный летчик и пианист, он десяток раз готовился к космическому полету, но каждый раз что-то мешало. Преображенский погиб под колесами старой советской колымаги, которая не сумела затормозить на дороге. Преображенского нет, а Полиграф Полиграфыч вечен.