По Российскому космосу плачут все. Чиновники,
ученые, экономисты,
интеллигенция,
оппозиция, конструкторы космической техники, бывшие космонавты, писатели-фантасты, молодежь. Все его хоронят. Все смакуют очередные неудачи Российского космоса. Все рассусоливают мысль «А нужен ли нам космос, вообще?». Все пытаются убедить общественность, что Россия перешла в ранг третьесортной развивающейся державы и должна ставить перед собой более разумные и скромные задачи в космосе. То и дело появляются оценки разделения на мировом уровне долей рынка космических услуг, процентов работающих на орбите космических спутников, долей научных космических достижений. И, естественно, цифры у них всегда получаются не в пользу России.
А если попробуем более подробно разобраться, о чем там «ангелы пищат такими злыми голосами»?
Плачут чиновники
Ну, никак им не удается поправить внешний имидж страны, как великой космической державы. А очень нужно, чтобы можно было удивлять как раньше.
Еще бы, никто ни о чем не подозревает, и, раз с утречка, спецвыпуск новостей по телевидению. «Нате вам, очередную космическую победу».
При этом чиновники никак не разберутся со структурой космической отрасли. Вроде бы они и государственную поддержку космосу оказывают, и долю в бюджете отстегивают, и международные договора заключают. Только невдомек товарищам в фетровых шляпах, что космические чудеса нельзя просто так строить на одном конкретном закрытом предприятии. Даже на двух, трех и четырех. Нельзя поддерживать зарплатой конкретный десяток ответственных исполнителей. Нужна многоуровневая космическая отрасль с конкурирующими ветвями внутри нее самой и глубоко проникающими корнями в другие, иногда даже не очень смежные, отрасли экономики. Не хотят понимать, что космос начинается с формирования технологической идеологии нации. С воспитания желания летать у подростков, со школьной скамьи, с кружка занимательной физики и занимательной математики, с любительской пиротехники (которая, вполне естественно и оправдано под запретом, но все же). С престижности технических вузов. С производства качественных «Жигулей» и кофеварок. С доступа малого бизнеса к технологиям, материалам, химреактивам.
Везде, на каждом этапе, на каждом уровне промышленности нужно не просто раздавать заказы, гранты и тендеры, а создавать реальный шанс для выбора наиболее лучшего варианта технологии или техники. Реально лучшего, а не по мнению тендерной комиссии, которое очень часто может быть предвзятым.
Одна часть чиновников за создание централизованных госкорпораций, другая - за отраслевые тематические холдинги, третья – с грустью вспоминает, что наибольшие успехи Российского (Советского) космоса были достигнуты в условиях конкуренции КБ (конструкторских бюро). Так, а кто мешает возродить эту самую конкуренцию. Ну, не нужно сразу масштабно сталкивать лбами гигантские корпорацию «Энергия» и кооператив им. Хруничева. Ну почему не создавать конкуренцию для начала в разработке мелких деталек – гаечек, винтиков, наноспутничков, метеозондиков. Глядишь, при успешных достижениях, и поднимутся до больших заказов именно успешные КБ и фирмы. Или уж если идти по пути американцев, которые стимулируют якобы частные компании гарантированными госзаказами на разработку космической техники, попутно передавая им безвозмездно гостехнологии. При этом, они и конкуренцию развивают, справедливо рассудив, что за сумму, которая необходима государственной организации на осуществление космического проекта, смогут попахать 3-5 частных организаций, да еще и вкладывая лавину оптимизма и энтузиазма. А потом уже из этих нескольких однотемных частных разработок гораздо легче выбрать что-то более менее приличное.
У нас же возникновение частного бизнеса в космической отрасли вообще не приветствуется. Чего стоит только скандал с «гаражным» производством отдельных космических деталей. Ну, нельзя видите ли отдавать космические токарные работы каким-то умельцам, работающим в подвалах и автомастерских. Нужно, чтобы все работы проводились только на предприятиях -флагманах космической индустрии. Так откуда же, спрашивается, народятся новые космические фирмы? У кого же появится шанс пройти от простого к сложному, от малого к большому? Мы так и будем уповать на возможности 2-3 исторически сложившихся космических предприятий- монополистов, привыкших к гарантированным заказам и к гарантированным победам в тендерах, а также к уже почти закономерным неудачам на космических орбитах.
И никто не хочет вспоминать, что такие ныне успешные флагманы капиталистической экономики, как Эппл и Майкрософт тоже вроде бы начинали с гаражной сборки своих первых компьютеров?